fbpx
Выставки

«Paper Creatures/Бумажные создания». Куда может завести чистый лист бумаги

Artist Suhail Shaikh, France

Творения из бумаги – столь простые на вид – очень непросты. Выучите все про фракталы и тесселяцию – тогда вам будет легче понять процесс создания бумажных фигурок, представленных  на выставке «Paper Creatures/Бумажные создания» в Старом Яффо. Оригами – прекрасная бумажная смесь математики, дизайна и искусства. Бумага – материал довольно древний, оказывается материалом с огромным потенциалом для творчества. Казалось бы, свойства бумаги хорошо изучены и использованы, но художники (и математики) развивают новые направления оригами, используя гибкость и прочность бумаги, создавая из нее новые конструкции – от дизайнерских до промышленных и, конечно же, экологичные, потому что оригами – это вложенные в бумажные складки природные, естественные, гармоничные формы.

 

Iamassus resurrection

Iamassus resurrection. Robert Lang, USA

 

Весной и летом прошлого года в Музее Старого Яффо проходила выставка оригами, организованная при поддержке Израильского   союза оригамистов – художников, складывающих бумажные фигурки. Точнее, полностью поглощенных искусством складывания из бумаги, скульптуры из бумаги, коллажей и всего прочего, что из бумаги можно навертеть, вырезать, «сплиссировать». Нырнувших в это дело так глубоко, что не верится что исходная точка, точнее плоскость – это гладкий плотный лист бумаги. Складывать – звучит очень поверхностно, потому что за поверхностью бумаги кроются века традиций, законы геометрии, логика алгоритмов, непростая наука оригами и тонны спрессованного терпения внимания, труда, отдачи. Все это полностью забирает человека, всерьез занимающегося оригами, киригами, тессяляцией и техникой pop-up. Таков – то есть безумно увлечен оригами – и куратор этой выставки Илан Гариби. О нем речь ниже, а пока о самой экспозиции «Paper Creatures/Бумажные создания» в Музее Старого Яффо, на которую приглашают компания по развитию Старого Яффо и организатор выставки Лимор Маргулис. Увидеть «Paper Creatures/Бумажные создания» можно будет увидеть с 9 сентября по 29 октября. Не изомните нежные фигурки!

 

Выставка «Paper Creatures/Бумажные создания» – международная. В ней участвуют 32 художника с 4 континентов, в том числе и из Израиля, демонстрирующие безграничные возможности работы с бумагой. Выставка приглашает заглянуть во внутренний мир художников, неограниченный временем и местом. Бумага – простой и доступный материал – приобретает удивительные формы в руках художников из Португалии, Ирландии, Японии, Вьетнама, США и других стран. В их умелых пальцах слова, мысли и даже мечты волшебным образом обретают реальные контуры, перерождаясь в трехмерные фигурки чудных зверей, фей и драконов.

Polly Verity, UK

Polly Verity, UK

«Paper Creatures» – одна из тех выставок произведений искусства из бумаги, чья главная тема не сам рабочий материал, а результат работы с ним. Волшебные существа рождаются в воображении художника, который затем создает их из бумаги при помощи разных техник – оригами, pop-up, киригами, квиллинга – бумагокручения, искусства превращать бумажные полоски в бумажную филигрань. Но именно оригами – искусство превращения бумаги в трехмерные фигуры – одна из основных техник работы участников выставки. В основе техники оригами строгие ограничения – использование только одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Удивительна и техника киригами – из листа вырезают формы, создавая фигуры, игра света и тени чертит причудливые черно-белые рисунки, меняя до неузнаваемости чистый лист, другими словами говоря, киригами – это  оригами при помощи ножниц. Pop-up – волшебство, в последнее время нередко встречающееся на страницах детских книг. Легкое движение руки, и тонкий книжный лист оживает, обретая объем и форму.

invitation 1- paper creatures

Оригами– тонкое, почти сакральное искусство складывания из бумаги, пришедшее на Запад из Японии, но зародившееся в Китае. Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага». Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги, однако допускается применение других форматов – прямоугольных, многоугольных, круглых. Этот вид декоративно-прикладного искусства распространен не только в Японии и Китае, но и в Корее, Германии и Испании. Однако европейские традиции менее исследованы и затеряны в истории, а восточные превратились в международное искусство. Цель современного оригами не только в том, чтобы следовать схемам, аккуратно воспроизводя заданную модель. Это еще и самостоятельные эксперименты, в результате которых можно увидеть результат тех или иных изменений. Развитие геометрических методов оригами привело к созданию чрезвычайно сложных форм. Некоторые художники оригами используют компьютерные программы и создают работы, основанные на математическом анализе.

quilling creature שרי וורטמן, ישראל - sari wurtman

Работа Сари Вуртман. Израиль

Куратор выставки Илан Гариби занимается искусством складывания фигурок из бумаги не так давно, хотя впервые столкнулся с искусство оригами еще 12-летним подростком. Свой творческий путь он начал в 2008 году и с тех пор создал около 200 уникальных моделей, то есть сам разработал алгоритм их складывания. Гариби часто прибегает к технике тесселяции (складывания узоров из бумажных ячеек), многие его работы модульны, есть среди них и фигуративные скульптуры. За плечами художника четыре персональные выставки и более 20 групповых выставок оригами и дизайна. Несколько лет назад Гариби полностью посвятил себя искусству и дизайну, и уже успел поучаствовать в неделе дизайна в Милане, в семинарах, проводящихся в Калифорнии компанией Google, да и где только нет, сотрудничая также с известными тель-авивскими дизайнерскими студиями. Его история – пример того, куда может завести чистый лист бумаги. А вот дизайнера Цахи Нево увлекли традиционные вырезанные из дерева маски. Так что помимо выставки бумажного искусства в Музее Старого Яффо, в центре «Яффские картинки» (так же называется сборник рассказов известного израильского писателя Менахема Тальми, посвященный Яффо и его жителям) планируется экспозиция, на которой будут представлены изображения иных  фантастических существ – маски Цахи Нево, создающего современные абстрактные работы, по-новому интерпретирующего традиционную резьбу. Художник черпает вдохновение в путешествиях, встречаясь с интересными людьми, изучая предметы искусства. Каждая его маска уникальна, отражая состояние души мастера на момент создания этой маски.

 

«Paper Creatures/Бумажные создания» – выставка, прежде всего, не рутинная. Иначе и быть не может с такой темой и с таким куратором, как Илан Гариби, имя которого те, кто знают, произносят с придыханием. А те, кто не знает – смогут познакомиться с ним на выставке, заполненной фантастическими существами, созданными из плоского листа бумаги, и вынырнувшими из двумерного мира в трехмерную реальность – шумную и яркую, столь разнящуюся от гладкой торжественности белой поверхности.

 

Лешие, пегасы, чертики, крылатые рыбы, невиданные существа – за всем этим стоит не только традиции искусства оригами, но и математический расчет. Лекала для киригами напоминают сложную геометрическую схему, задачу по начертательной геометрии, решить которую может каждый – было бы желание. У Илана Гариби такое желание появилось после демобилизации из армии, где он прослужил 25 лет в армейской разведке, увлекшись затем «на воле» модулярными разработками из бумаги, математическими расчетами в дизайне. Вместе с тель-авивской студией Aqua Creations он придумал ряд «молекулярных светильников», плафоны которых сделаны из плотной бумаги, хотя работает также и с металлом, деревом, проволокой. Существующие формы оригами заимствуются и воспроизводятся в архитектуре и в промышленном дизайне, но Илан Гариби пошел дальше – он сам придумывает новые формы оригами, новые диаграммы для складывания.

João Charrua, Portugal -CREATURE

João Charrua, Portugal -CREATURE

«Оригами это форма искусства, основанная на преобразовании, – говорит Илан Гариби. – Ничто не добавляется, как в живописи, ничто не вычитается, как в резьбе по дереву. Вы начинаете с листа бумаги и заканчиваете с ним же в руках. В рамках этого листа и этих ограничений делается то, что называется искусством. В течение 25 лет в армейской разведке искусство было от меня далеко, как обратная сторона Луны. Но жизнь всегда преподносит сюрпризы, и после выхода на досрочную пенсию, я решил искать новые области применения своих сил. С 2008 года я разрабатываю новые модели, узоры и формы, все в пределах ограничений правил оригами – то есть без применения клея или ножниц, а только складывая или сминая бумагу. Точность и повторение, усидчивость и аккуратность – вот мои инструменты. Чувство точности я унаследовал от отца, и потому все делаю вручную, не прибегая к помощи линейки или какого-либо механизма.

 

Отдавая себя отчет в том, что все-таки искусство оригами, складывания из бумаги ограничено неким – пусть это смешно звучит – стеклянным потолком, я пробую работать и с другими материалами – с металлом, деревом, тканями, кожей, даже со стеклом и бетоном. Моделирование светильников серии Molecules для студии Aqua Creations открыло для меня дверь в мире дизайн. А сотрудничество с  Talents Design Gallery показало новые возможные направления, и моя серия Metal Origami была разработана уже вместе с Галем Гаоном – хозяином этой студии. Затем я придумал ювелирную коллекцию «металл, дерево, бумага», продемонстрировав возможность изменять пропорции и масштаб и комбинировать различные материалы в кольцах и подвесках.

Julianna Szabo, Irland

Julianna Szabo, Irland

Сегодня я преподаю оригами в Холонском институте дизайна, и к тому же руковожу группой OASIS – Origami Artists of Israel organization – союзом израильских художников оригами, и еще редактирую журнал The Fold журналом ассоциации OUSA – союза художников и дизайнеров оригами в США. Что еще? Еще я люблю складывать пазлы, умею жонглировать 4 мячиками и могу сказать, что оригами – магический процесс создания – резко изменило мою жизнь.

 

Я впервые узнал об оригами, когда мне было 12 лет, изучив все  доступные тогда книги – руководство по оригами английского фокусника Роберта Харбина. Я занимался этим в одиночку – никто не разделял моего увлечения. Сейчас же, как художник оригами, я езжу по всему миру, мои работы представлены на международных выставках. Любой телефонной звонок может стать началом нового приключения. Будучи офицером в армии, вы лишены самостоятельности: есть приказ, есть солдаты. А художник творит в одиночку, только он сам отвечает за успех или неудачу.

Я сделал свои первые шаги в оригами, став полковником запаса, благодаря приятельнице, познакомившей меня с техникой тесселяции на кружке по оригами. До этого я увидел орнаменты в музее японского искусства имени Тикотина в Хайфе и не мог понять – как же это делается из одного листа бумаги? Когда я вернулся домой, то попробовал сделать это сам: ошибся, огорчился, а в результате выяснилось, что придумал новую модель. Так на своих ошибках я изучал технику тесселяции – складывания бумажного узора из модулярных ячеек. Технику, предполагающую бесконечные вариации».

João Charrua, Purtogal- SENOR BUG

João Charrua, Purtogal- SENOR BUG

Посетители могут приобрести комбинированный билет на выставку «Paper Creatures/Бумажные создания» и на выставку деревянных масок Цахи Нево в центре «Яффские картинки» со скидкой.

Часы работы Музея Старого Яффо:

По пятницам: с 10:00 до 14:00

По субботам: с 10:00 до 18:00

*С воскресенья по четверг музей открыт для посещения организованными группами от 20 человек и более по предварительному заказу.

По праздничным дням и в течение всей недели Суккота музей работает с 10:00 до 18:00

В канун Рош ха-Шана, Судного дня и первого дня праздника Суккот музей закрыт. Выставка проходит с 9 сентября по 29 октября.

Цена билетов: 35 шекелей для взрослого, 25 шекелей для ребенка, 25 шекелей для владельцев карточки «Дигитал» (взрослый, ребенок, пенсионер)

Комбинированный билет – вход в Музей Старого Яффо и центр «Яффские картинки»:

55 шекелей для взрослого , 40 шекелей для ребенка, 40 шекелей для владельцев карточки «Дигитал» (взрослый, ребенок, пенсионер)

Музей Старого Яффо, Таелет ха-Мифрац Шломо 10, Яффо.

Сайт Музея Старого Яффо – www.jaffamuseum.co.il
Страница в фэйсбуке – https://www.facebook.com/jaffamuseum
OASIS – Origami Artists of Israel organization – http://oasisorigami.wixsite.com/oasis

Сайт Илана Гариби – http://www.garibiorigami.com/

Страницы Илана Гариби – https://www.facebook.com/garibiilan

https://www.flickr.com/photos/garibiilan/

https://www.youtube.com/user/garibiilan

 

Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены организаторами выставки. Заглавное фото – Artist Suhail Shaikh, France

 

­­­­­

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top