fbpx
Театр

Пассион по дивану

Инна Шейхатович

Санкт-Петербургский академический драматический театр имени  Веры Комиссаржевской покажет у  нас спектакль по пьесе тонкой и все примечающей драматургессы  Майи Тульчинской. Пьеса (лирическая комедия 16 +) называется «Страсти по дивану». Не очень поэтично, прямо скажем. Бытовуха – в лоб.  Диван здесь – как отправная точка, как тема долгих житейских бесед. Метафора суперскромного быта. Не до философии, мол, живем вещами простыми…  Героини – четыре женщины, без имен, под номерами: 1-я, 2-я… А в тексте и в режиссерском воплощении, в игре дивных актрис-волшебниц сцены  заключены и поэзия,  и нежность, и гипнотическая сила настоящего. Искусства и жизни…

Эта пьеса – тихое и тонкое приношение всем женщинам советской эпохи. Признание им в любви.  Труженицам, соратницам, героиням, любовницам, матерям, начальницам, мечтательницам. Всем тем, кто жили в «хрущовках», копили деньги на  старость, свадьбу и  другие  праздники, но не имели средств на мифический Юг или столь же мифическую Болгарию, машину, дорогие туфли – лаковые лодочки, да что там – даже на хорошую помаду не имели средств…

 

Не имели возможности отделиться от любимых родителей, снять для свидания номер в гостинице  (прописка, будь она неладна, была для этого простого действия так же необходима, как для участия в выборах депутатов «от блока коммунистов и беспарийных»). Любовь  и судьба ломались от воздействия злобной реальности, трещали по швам союзы, морали не становилось больше, зато в изобилии расцветали комплексы, уродливые синдромы, советские инстинкты и стадные чувства. Люди были винтиками. Женщины же, получив статус винтика, прощались со многими своими женскими приоритетами. Не для них были загадки, дарованные Коко  Шанель и безумства «Королевы шантеклера»,   и много разных хороших – и, как мы  теперь понимаем – необходимых для счастья вещей. Мужчинам тоже многого не хватало, но им все же было легче. Мужчинам… И стареть, и искать себе пару, и обходиться только необходимым… если вы с этими моими рассуждениями не согласны, я пойму, и приму, не стану спорить. Ведь споры ничего не изменят в прошлом страны. И,  в сущности, не о стране речь в пьесе ленинградки, дочери пианистки, концертмейстера Мариинки, режиссера телевидения по образованию Майи Тульчинской. Ее женская история под названием «Страсти по дивану» с улыбкой, слезой, состраданием рассказывает о женской доле. О женщинах в период развитого социализма и того, что  случилось  потом. О проклятии бедности, о высоком статусе его величества Одиночества, о попытках понять дочь и маму. И вырваться из-под опеки и выйти на собственную дорогу. И – жить, жить и быть живым, обрести, наконец,  это невидимое, как радиация, летучее и всеохватное, баснословное состояние счастья. И  самому, точнее самой отвечать за себя.  Как в представляемом вскоре на израильских   сценах спектакле  «Страсти по дивану» – лирическая стенограмма женской жизни на фоне истории. Пассион от уважаемого российского театра. Режиссер – народный артист России Георгий Корольчук (помните фильм «Сладкая женщина», с изумительной Натальей Гундаревой? Ее партнером, милым и добрым  был Георгий Корольчук…).  Сценограф –  Тино Светозарев (Македония). В спектакле  заняты народная  артистка России Тамара Абросимова, заслуженные артистки России Валентина Панина и Неля Попова, артистка Александра Сыдорук.

Вечная история — мать, дочь, внучка – взаимные обиды, претензии, эгоизм – повторяется из поколение в поколение. Это напоминает музыкальную форму рондо. Когда есть один постоянно возвращающийся рефрен и несколько различных эпизодов, каждый из которых характеризуется определенной и неповторимой темой. Героини принадлежат к разным поколениям, но их истории часто в точности копируют одна другую. Правда, повторяется иногда не совсем то, что хотелось бы — обиды, непонимание, эгоизм. Никто не хочет стать чуть добрее, чуть терпимее, чуть мудрее… Необычная композиция пьесы не дает осознать сразу, что все четыре героини – члены одной семьи, и то, что большая часть пьесы – это воспоминания о том, чего уже нет, и о тех, кого уже нет. Между первым и вторым действие проходит двадцать лет. Героини, легко узнаваемые, находящиеся практически в одном пространстве, переживают смену эпох и кризисы, их быт и сознание меняется вместе со временем. Неизменно только то, что они любят друг друга…

Спектакль этот дает ответ на вопрос «зачем нужен театр?». Глядя на сцену, видишь жизнь из следующего измерения, недоступного персонажам. И, несмотря на всю условность театра, с трудом подавляешь в себе детское желание пройти сквозь рампу, обнять героинь спектакля, объяснить им, куда ведёт путь, устланный благими намерениями, плакать с ними и утешать их. Потому что любишь их. И жалеешь, разумеется.

15 мая – Хайфа, «Бейт-Наглер».
16 мая – Реховот, зал «Викс» (институт Вайцмана)
18 мая – Ашдод, зал «Дюна»

Заказ билетов:   http://bestbravo.co.il/announce/55179

Фотографии предоставлены пресс-службой театра имени Веры Комиссаржевской 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top