fbpx
Музыка

Оркестр «Симфонет Раанана» представляет: опера Моцарта «Дон Жуан». 19 и 20 ноября в Городском центре музыки и искусств в Раанане.

Оркестр «Симфонет Раанана» представляет: опера Моцарта «Дон Жуан». 19 и 20 ноября в Городском центре музыки и искусств в Раанане.

«Дон Жуан» – одна из самых великих, успешных и наиболее часто ставящихся опер всех времен. Неудивительно, что постановка этой оперы исполняется в начале концертного сезона оркестра «Симфонет Раанана».

Опера будет исполнена 19 и 20 ноября в Городском центре музыки и искусств Раананы под руководством Давида Зебы – штатного дирижера оркестра и руководителя оперной студии «Мейтар». При участии солистов оперной студии «Мейтар» при поддержке Израильской Оперы. Опера будет представлена в концертном костюмированном исполнении (режиссер – Ширит Ли Вайс) в двух действиях с переводом на иврит (бегущая строка). И Моцарт и его либреттист Да Понте (по происхождению венецианский еврей, позже крестившийся и ставший священником), были очень молоды, создавая эту оперу. И тем прекраснее, что руководство оркестра «Симфонет Раанана» в этой постановке «Дон Жуана» предоставляет сцену молодым вокалистам.

Фото @ Йоси Цвекер

«Дон Жуан» – величайшая опера. Великие мастера считали, что музыка – это всего лишь подражание человеческому пению. Если так, то любой шедевр меркнет перед обычной колыбельной. Но когда вокал выходит на первый план – это уже высочайшее искусство. Здесь гений Моцарта не знает себе равных. В подтверждение этого тезиса высказались, по крайней мере, три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение было услышано – Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение «Волшебной флейте», но только потому, что считал сюжет «Дон Жуана» аморальным.

К сочинению музыки Моцарт приступил в мае 1787 года, и закончил оперу довольно быстро. Увертюра и вовсе была написана на одном дыхании, за одну ночь перед премьерой, которая состоялась 29 октября 1787 года в Национальном театре Праги. Успех оперы превзошел успех «Свадьбы Фигаро». Для венской постановки (в мае 1788 года) Моцарт внес некоторые изменения, опера завершалась тем, что Дон Жуан проваливался в ад, а финальный секстет был убран, но, по счастью, затем восстановлен. Венская постановка не имела большого успеха, но опера быстро шла навстречу признанию, которое ждало ее во всей Европе, в том числе и в следующем столетии, когда она продолжала считаться театральным шедевром композитора.

Среди наиболее классических оценок – отклик Гёте, высказанный им Шиллеру: «Надежды, возлагаемые Вами на оперу, Вы можете увидеть воплощенными в «Дон Жуане», однако и это – исключительный случай, и со смертью Моцарта исчезают все надежды на то, что кто-либо достигнет подобного».

Фото @ Йоси Цвекер

Из огромного количества суждений писателей и критиков о моцартовском «распутнике» можно привести слова современного итальянского писателя и историка литературы Джованни Маккья: «В «Дон Жуане» Моцарта есть страстное желание выйти за пределы, сокрушительная тяга испытать неиспытанное. Чрезмерная потребность наслаждений наталкивается на другую сокрушительную силу, леденящую, сверхъестественную… Свобода, беспечность, любовь к настоящему, к сиюминутному – и пугающая пустота вечности… Все кажется увеличенным, деформированным напряженностью и почти чрезмерностью музыкальной экспрессии. Мера и грация, все ложные схемы XVIII века, одно время прилагавшиеся к великому искусству Моцарта, оказываются сметенными… Суетное, фривольное, даже скандальное переходят в устрашающее, демоническое».

В основе сюжета, использованном Да Понте, лежит старинная легенда о Дон Жуане, «наказанном развратнике», дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет, впервые обработанный испанским драматургом Тирсо де Молина (1571-1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони, и является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений – драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических. В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей на тот же сюжет. В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др. Неоднократно использовали эту тему и музыканты – в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон Жуан».

Фото @ Йоси Цвекер

История Дон Жуана дала Моцарту повод для постановки проблемы личности. Его Дон Жуан – это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон Жуан на своем пути. Определение «Дон Жуана» как Drama giocoso нередко встречалось в жанре buffa, к которому, действительно, приближается эта опера по целому ряду признаков. Однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного и возвышенного, балаганного и трагедийного, житейского и мистического, как в моцартовском «Дон Жуане». Это прекрасно показано в поставке Каспера Хольтена, отразившей накал скрытой сексуальности той эпохи, когда провокацией с женской стороны считалась даже попытка стянуть перчатку с руки, находясь в обществе. Немудрено, что на таком фоне либидо Дон Жуана расцветало, что и подчеркивает Хольтен, поставив оперу в виде путешествия вглубь заплутавшей среди соблазнов души Дон Жуана.

קרדיט אור הנר

Орит Фогель-Шафран, директор оркестра «Симфонет Раанана» говорит: «Опера «Дон Жуан» любима публикой и считается одной из самых успешных опер с момента ее написания в 18-м веке. Молодые оперные певцы, которые исполнят эту оперу вместе с нашим оркестром, представляют новое поколение израильской оперы. Сочетание комических и зловещих персонажей в этой опере, поставленной для начала нашего сезона режиссером Ширит Ли Вайс, создает захватывающее и незабываемое впечатление».

******

«Симфонет Раанана». Опера Моцарта «Дон Жуан». Концертное костюмированное исполнение.

19  ноября, суббота, 20:00
20 ноября, воскресенье, 20:00

Заказ билетов на сайте оркестра – http://www.symphonette.co.il

Городской центр музыки и искусств, Раанана, ул. Ха-Пальмах, 2-алеф.

Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/symphonette.raanana
Справки и заказ билетов по телефону: 09-7457773

Скачать брошюру с полной программой сезона – https://www.symphonette.co.il/wp-content/uploads/2022/07/Annual2223.pdf

Подробности о программе нового сезона https://www.israelculture.info/raanana-vibe/

Фото оркестра: אור הנר
Фото оперы: Йоси Цвекер.
Все фотографии предоставлены пресс-службой оркестра.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting при сотрудничестве с MashaHinichPR

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com