fbpx
Камерная

Фестиваль в Абу-Гош – хоры, хоры, хоры. И Magnificat Арво Пярта

Верхнее фото: Хор Баха из Фрайбурга. © Baschi Bender

55-й Фестиваль вокальной и литургической музыки в Абу-Гош пройдет на Шавуот в течение трех дней- 7, 8 и 9 июня в церкви монастыря Богоматери и Ковчега завета (Notre Dame Arche D’Alliance), принадлежащего ордену Сестер святого Иосифа в Кирьят-Яарим на вершине холма, акустика которой – одна из лучших в Израиле, а также в крипте Церкви Воскресения при Бенедектинском монастыре в нижней части деревни Абу-Гош. Три дня фестиваля с 7 по 9 июня – это праздник для самих музыкантов, любителей концертов под открытым небом, ценителей церковной акустики, знатоков литургической музыки, оперы и, в первую очередь – хорового пения.

В фестивале принимают участие известнейший во всем мире Камерный хор Эстонской филармонии (Estonian Philharmonic Chamber Choir); Камерный хор Рамат-Гана, Объединенный кибуцный хор, израильский хор «Мааян» – 35 певцов из Тель-Авива, и хор из Германии, из Фрайбурга – университетский студенческий хор Баха. Два последних хора выступят в совместной программе утром в воскресенье, 9 июня, исполнив произведения Вилла-Лобоса, Габриэли, Брамса, Россини и «Ave Maria» Баха – Гуно под общим руководством дирижеров Ганнесса Райха и Анат Мораг.

Хор "Мааян". Фото - Барри Мораг

Хор “Мааян”. Фото – Барри Мораг

Слова молитвы «Ave Maria» положены композиторами на почти 50 разных мелодий в разные времена. Бах и Гуно – композиторы разных веков, но они стали соавторами одного музыкального произведения. Первая до-мажорная прелюдия Баха (1-й том «Хорошо темперированного клавира») таит в себе массу возможностей для импровизации. Через 100 с лишним лет после Баха, уже в 19 веке, этим воспользовался Шарль Гуно, сочинив прекрасную мелодию в соответствии с музыкальной гармонической фактурой прелюдии Баха.

Прелюдия до мажор – самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха предваряет цикл сочинений для клавесина из 48 прелюдий и фуг. Первая часть клавира была написана Бахом еще в 1722 году, вторая часть вышла в 1744-м.

Шарль Гуно в 1852 году часто бывал в доме Пьера Циммермана – известного французского пианиста. Гуно ухаживал за дочерью Циммермана – Анной, на которой впоследствии женился. И вот в один из дней того года, развлекая публику в гостиной, Шарль,  играя прелюдию до мажор Баха, решил сымпровизировать и сыграл очень удачную дорисовку к уже известной прелюдии. Пьер Циммерман так вдохновился ею, что попросил Гуно повторить и переложил эту импровизацию на бумагу.

Из этого удачного сочетания прелюдии Баха и импровизации Гуно была оформлена пьеса для скрипки или виолончели, которую назвали «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Изданная в 1853 году пьеса быстро стала известной, исполнялась в салонах, звучала по завершении многих концертов и очень полюбилась публике. Через некоторое время Гуно положил пьесу на слова одного из поэтов того времени и оказалось, что это сочинение превосходно подходит для исполнения голосом.

Неизвестно кто предложил наложить текст молитвы «Ave Maria» на эти «Размышления», но известно, что это произошло через 7 лет после появления самой мелодии Гуно – той самой его импровизации, дописанной к прелюдии Баха. Так  в 1859 году впервые прозвучала молитва «Ave Maria» Гуно-Баха.

Камерный хор Эстонской филармонии © Kaupo Kikkas

Камерный хор Эстонской филармонии © Kaupo Kikkas

Сочинения Баха на фестивале в Абу-Гош будут исполнены и Камерным хором Эстонской филармонии, представляющем три программы. Первая из них прозвучит в день открытия фестиваля – в пятницу 7 июня: сочинения Баха, Мендельсона и Лигетти. Вторая программа будет исполнена на следующий день, в субботу, 8 июня: сочинения Брамса, Арво Пярта, Малера, Мендельсона и Баха. Третья программа – в воскресенье, 9 июня. Все программы будут исполнены под управлением дирижера Каспарса Путниньша.
Камерный хор Эстонской филармонии (Estonian Philharmonic Chamber Choir) – один из самых известных в мире эстонских музыкальных коллективов. Хор был основан в 1981 году. Репертуар хора включает произведения от григорианского хорала до музыки 21 века. Особое место в репертуаре коллектива занимают на протяжении многих лет произведения эстонских композиторов, с которыми Камерный хор знакомит слушателей разных стран мира. Камерный хор Эстонской филармонии сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, такими как Клаудио Аббадо, Хельмут Риллинг, Эрик Эриксон и многими другими;  участвовал во многих престижных фестивалях.

Камерный хор Эстонской филармонии исполнит в Абу-Гош и Magnificat выдающегося эстонского композитора Арво Пярта – одно из самых известных сочинений современной духовной музыки, написанное в 1989 году для хорового исполнения a capella. Magnificat  – прекрасный пример духовной музыки, предназначенной для концертного исполнения, состоит из пяти частей, которую автор создал, имитируя мелодию колокольчиков и сам назвал этот метод  tintinnabuli (на латыни tintinnabulum – колокольчик).
Вот что сказал об Арво Пярте в своей авторской радиопрограмме «Аэростат» Борис Гребенщиков: «Уже несколько десятков лет эстонский композитор Арво Пярт – самый исполняемый из всех живых композиторов Земли. Если и есть в мире живые классики, то он – один из них. Музыку Пярта описывать сложно, да я бы и не стал. Его называют «пишущим музыку монахом», а его произведения – «святым минимализмом». Музыку Пярта любят Гидон Кремер и Кит Джарретт, Ник Кэйв и Бьорк. Однажды один американский критик написал очень точно: «Пярт осмеливается замахнуться на то, к чему другие не смеют и пальцем прикоснуться, – на божественное». Композитор-минималист Стив Райх пишет: «Хоть Арво Пярт и жил в Эстонии, он чувствовал то же, что чувствовали все мы. Я люблю его музыку, и я люблю тот факт, что он такой смелый и талантливый человек. Он совершенно не идет в ногу с духом времени, и, однако, невероятно популярен, что вдохновляет. Его музыка удовлетворяет глубинную человеческую жажду, не имеющую ничего общего с модой». А руководитель ансамбля Hortus Musicus, впервые исполнившего ряд сочинений Пярта, – скрипач и дирижер Андрес Мустонен, много работавший с Арво Пяртом, говорит: «По сравнению с другими современными композиторами Пярт пришел будто из другого мира».
Композитор из другого мира – его произведения будут звучать на фестивале в Абу-Гош каждый день. Приезжайте!

*****

Дополнительная информация об истории фестиваля в Абу-Гош и подробная программа, в том числе и на русском языке – на сайте http://www.agfestival.co.il/
Заказ билетов – https://bestbravo.co.il/search/?producer=661&all=1
Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте http://agfestival.co.il/

Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош– Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн

Все фотографии предоставлены организаторами фестиваля Абу-Гош

 

 

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top