fbpx
Камерная

Израильский Вокальный Ансамбль. «Membra Jesu Nostri» Дитриха Букстехуде

Заглавное фото: האנסמבל-הקולי-הישראלי. צילום דור אבן-חן .IVE – Photo – Dor Even Hen. Израильский Вокальный Ансамбль. Фото – © Дор Эвен-Хен


Израильский Вокальный Ансамбль («Ха-коли ха-Исраэли»). «Цикл вокальных переживаний». Сезон 2021-22 гг.. Первый концерт – открытие сезона. Дитрих Букстехуде «Тело Иисуса нашего» («Membra Jes Nostri»).
Дирижер: Юваль Бен-Озер. При участии оркестра Barrocade («Баррокада»).

Израильский Вокальный Ансамбль («Ха-коли ха-Исраэли») открывает новый концертный сезон. Участники ансамбля исполняют цикл из семи кантат «Тело Иисуса нашего» («Membra Jesu Nostri») одного из наиболее известных композиторов эпохи барокко Дитриха Букстехуде. Концерт пройдет в сопровождении оркестра барочной музыки Barrocade.

Редкое исполнение этой музыкальной жемчужины барокко, прекрасного произведения, очень красивого (но не всем известного), сочетающего тексты из Песни Песней, Книги Исайи, Захарии и Псалмов.
Membra Jesu Nostri («Тело Господа нашего») – цикл из семи кантат для вокального ансамбля, струнных инструментов и органа – первая лютеранская оратория Дитриха Букстехуде, оставившего после себе обширнейший корпус произведений разного жанра. Но эта оратория – цикл из семи кантат для четырех голосов и инструментального ансамбля – один из его признанных шедевров. Семь, разумеется, неспроста: каждая часть посвящена не рассказу о страданиях распятого Христа, а поклонению частям его тела, их одухотворению и осмыслению: «Ad pedes» («К Стопам»), «Ad genua» («К Коленям»), «Ad manus» («К Рукам»), «Ad latus» («К Ребрам»), «Ad pectus» («К Груди»), «Ad cor», («К Сердцу»), «Ad faciem» («К Лику»). Обращения и последовательность обращения глубоко продуманы и символичны. Музыка Букстехуде – созерцательна, камерна, инструментальная ее часть создана в духе камерной музыки того времени – немецкой, итальянской, французской.

Не все знакомы с именем Дитриха Букстехуде.  Когда речь идет о композиторах эпохи барокко, то обычно вспоминают Баха, Генделя, Вивальди или Перселла. Но Бах и Гендель преклонялись перед Букстехуде. Букстехуде – выдающийся немецкий композитор, органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, почти 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Св. Марии в Любеке, стать преемником которого почитали за честь многие великие музыканты Германии. Это его в октябре 1705 года пришел из Арнштадта (за 450 км) слушать Бах и, забыв о службе и уставных обязанностях, остался в Любеке на 3 месяца, чтобы учиться у Букстехуде. Ему посвящал свои сочинения И. Пахельбель, его крупнейший современник, глава средненемецкой органной школы. Рядом с Букстехуде завещал похоронить себя А. Рейнкен – известный органист и композитор. На поклон к Букстехуде приезжал Гендель. Влияние Букстехуде-органиста и композитора испытали на себе практически все музыканты Германии конца 17-го – начала 18 века.

За 77 лет жизни Букстехуде написал огромное количество музыки – для органа, вокала, клавесина, а также камерной музыки. Среди всего этого изобилия выделяется Membra Jesu Nostri – кантата, сочинение которой завершилось в 1680 году и стало кульминацией вокального творчества Букстехуде. Вокально-инструментальная оратория для солистов и струнных «Membra Jesu nostri» посвящена Густаву Дюбену, шведскому придворному капельмейстеру. В Дюбеновской коллекции университета Упсалы сохранилась авторская рукопись (табулатура); кроме того, существуют рукописные партии всех кантат цикла.  При жизни автора оратория ни разу не звучала полностью. Однако текст и музыкальная драматургия явно указывают, что Букстехуде замыслил ее как одну большую композицию. Именно поэтому эту партитуру часто упоминают как «первую лютеранскую ораторию», называют вехой в истории немецкой музыки и предшественницей шедевров Баха, Гайдна, Мендельсона и Брамса.

Уникальная структура произведения, которое длится около 60 минут и красота музыки придают всей работе эмоциональное измерение, чувство сопереживание.  Тексты для кантат были взяты Букстехуде из нескольких источников, по большей части из религиозного гимна 13-го века «Salve mundi salutare» (который во времена Букстехуде ошибочно приписывался католическому святому Бернарду Клервоскому (1090 –1153),   состоявшего  из семи частей – семи частей тела Христова. Кроме того, в каждой кантате есть текст из Библии, из Песни песней или из псалмов (псалтыря).

Возможность послушать Membra Jesu Nostri полностью в живом исполнении – это редкость в Израиле. Певцы Израильского Вокального Ансамбля и музыканты оркестра «Баррокада», играющие на аутентичных инструментах той эпохи, собрались вместе, чтобы исполнить это сочинение в начале сезона. Как и во всех концертах «Цикла вокальных переживания» во время исполнения полностью транслируется перевод текста в виде бегущей строки над сценой.

******

Примерно в 1637 году в датском городе Хельсингборге (находящемся на территории современной Швеции), в семье эмигрировавшего из Германии органиста Иоганнеса Букстехуде родился сын Дитрих, которому было суждено стать одной из самых ярких звезд эпохи «высокого барокко». Как все немецкие музыканты его поколения Букстехуде испытал сильное воздействие нидерландской композиторской и органной школы, в особенности Яна Свелинка, манера которого, в свою очередность, являлся синтезом фламандских и итальянских традиций. Однако преобладающим оставалось немецкое воздействие. Оно шло от отца Дитриха – его первого педагога. В апреле 1668 церковный совет Любека предложил Букстехуде должность органиста в церкви св. Марии. Музыкант принял предложение, связав судьбу с этим городом. Наибольшую славу Букстехуде  принесли его воскресные «Вечерние концерты» в предрождественский период: на них собирались музыканты со всей Европы. Большая часть органных и вокально-хоровых произведений композитора была написана для этих концертов.

*****

Дитрих Бухстехуде. «Membra Jesu Nostri»
Израильский Вокальный Ансамбль. Оркестр Barrocade. Дирижер: Юваль Бен-Озер.

Раанана, четверг, 14.10.21, 20:30. Городской центр музыки и искусств

Хайфа, суббота, 16.10.21, 12:00, церковь Святого Иоанна (ул. Хури, 30)

Тель-Авивский музей искусств, понедельник, 18.10.21, 20:30

Онлайн-зал, прямая трансляция: понедельник 18.10.21, 20:30
Стоимость билетов: В Хайфе- 116 шекелей, в Раанане и в Тель-Авиве – 125-145 шекелей. Онлайн прослушивание – 70 шекелей на сайте
https:/ivocal.co.il
Билеты по телефону 074-7012112 или на сайте
http://nive.co.il

****

Орестр "Баррокада". Фото - © Таль Шахар. Barocade - photo © Tal Shahar

Оркестр “Баррокада”. Фото – © Таль Шахар. Barocade – photo © Tal Shahar

 

Оркестр барочной музыки «Барокада «(Barrocade) был основан в 2007 году группой солистов, учившихся в престижных зарубежных музыкальных академиях и вернувшихся в Израиль для того, чтобы создать здесь оркестр в стиле барокко. Среди музыкантов – мастера по изготовлению музыкальных инструментов, которые специализируются на изготовлении старинных инструментов. По обычаю эпохи барокко ансамбль работает без дирижера. Управление оркестром делится между участниками ансамбля: каждый из музыкантов вносит свой вклад в соответствии со своей специальностью и опытом. Оркестр Barrocade не ограничивается исполнением музыки периодов барокко и ренессанса, а исполняет музыку разных периодов. Одна из его целей состоит в том, чтобы разрушить границы, которые отделяют классическую музыку от других стилей.
Художественный руководитель: Амит Тифенбрунн

Израильский Вокальный Ансамбль «Ха-Коли ха-Исраэли», основанный дирижером и художественным руководителем Ювалем Бен-Озером в 1993 году, давно занял место ведущего камерного хора в стране. Ансамбль состоит из профессиональных певцов-солистов, выступает в лучших залах и на фестивалях в Израиле, участвует в концертах с ведущими оркестрами страны. С момента своего создания ориентируется на самые высокие художественные стандарты, вносит огромный вклад в популяризацию творчества израильских сочинителей и распространение вокальной музыки.

Израильский Вокальный Ансамбль также представляет своей новый концертный онлайн-зал: новая качественная стриминг-платформа, адаптированная под ансамбль и его аудиторию, для онлайн-трансляций концертов и других мероприятий.
Наряду с возвращением в залы Израильский Вокальный Ансамбль запускает новый веб-сайт для всех своих онлайн-работ – трансляций живых концертов, записей прошедших концертов, подкастов и лекций дирижера и музыкального руководителя ансамбля Юваля Бен-Озера, записанных во время эпидемии коронавируса, и многого другого.
Все концерты ансамбля нового сезона будут также транслироваться и в прямом эфире на новой платформе – как для держателей абонементов, так и для обычных зрителей.

Сайт ансамбля – http://nive.co.il/
Информация об абонементах – 074-7012112
Канал Израильского Вокального Ансамбля в youtube – https://www.youtube.com/user/TheNIVE1

Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/TheNewIsraeliVocalEnsemble
Заказ билетов – http://nive.co.il/shows_board.php

Фотографии – © Дор Эвен-Хен и Таль Шахар – предоставлены Израильским Вокальным Ансамблем

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top