Инна Шейхатович. Фото – © Йосси Цвекер
Театр хорош, важен, когда он волнует. Когда в зале, в темноте, случайно оказавшиеся вместе люди испытывают сильные эмоции, проходят некий серьезный маршрут. И вместе смеются. Вместе недоумевают. Возмущаются. Плачут… Кино, этот великий обманщик и факир, умеет другое. Но все же это не театр. В кино нет уникальности мгновения: репетировали, сняли на пленку – и это навсегда. Пока стоит мир, или пока цензоры не активизировались.
Спектакль «Как несколько дней…» в тель-авивском Камерном поставлен по популярной книге Меира Шалева. Режиссер и автор инсценировки Ханан Снир. И, как мне показалось, именно сильные чувства, некая эмоциональная буря в особой степени отличает эту театральную работу. Сочувствие, сострадание вкупе с нежностью и щемящей душу грустью – вот главные краски того художественного опыта, который приносит новый спектакль. Перевод прозы, глубокой, серьезной, на язык театра – почти всегда обречен на потери. И часто, очень часто – на неуспех. Театр существенно уступает литературе в реалистичности. Можно все описать, рассказать словами – от прилета и инопланетян до сияния глаз Анны Карениной, которая сама видела их блеск в темноте кареты. Театру это не дано. В театре можно показать только то, что увидят собственными глазами зрители в партере или на балконе.
Сюжет книги Шалева, будучи перенесенным на подмостки, распадается, становится туманным. Все сюжетные линии стекаются в одну, все сцены разворачиваются сейчас, здесь. История удивительной женщины Юдит, сильной и слабой, необыкновенной и самой простой, любящей, любимой, нежной, разворачивается быстро, без ослабления темпоритма. Юдит – блестящая роль Оли Щур-Селектар, прожитая на всю полноту души, на грани нервного срыва, масштабно и сильно. Она в этом спектакле представляет все грани, все аспекты любви – материнской, женской; любви к животным, любви к людям, – как к тому космосу, той бездне, на которую мы все обречены. Она прижимает дитя к себе благоговейно и мягко, напрягает все силы, чтобы выжить и сохранить сына а когда ведет с ним беседу, становится мудрой и вечной дочерью своего трудного¸ гонимого, непостижимого народа…
Жизнь Юдит была наполнена испытаниями, утратами, болью. Она родила трех детей, из них один умер, другую девочку отняли, а сын – Зейде, которого она бережет, как зеницу ока, – остался с ней, был свидетелем ее гибели. Она свято берегла те тайны, от которых страдала… И бросалась спасать, помогать, дарить себя. Достоинство, щедрость сердца, умение постоять за других так, как не выходит подчас постоять за себя – актриса все это передает каждому зрителю. Она проживет яркую историю героини так проникновенно, что в финале слезы вытирают в зале многие.
Трое мужчин влюблены в Юдит. Трое готовы ждать, сколько угодно. Помогать, оберегать, создавать уют. Каждый в меру своих душевных и материальных сил. Долгие годы – как всего несколько дней. Их терпению нет границ. Отсюда название книги и спектакля. Перекличка с историей любви нашего праотца Якова к праматери Рахель. Он был готов ради нее служить годы и годы – как будто это совсем короткое время. Хотя фабула иная. И акценты.
Рифмуется символ, знак. Любовь, жизнь, время. Настроение, возвышенное, небанальное. Мужчин ее жизни играют Моти Кац, Миха Селектар и Рами Барух. Рами Барух в роли Шейнфельда, этого смешного, широкого по натуре, романтичного, трагичного, нелепого Ромео, – глубоко человечен и трогателен. Сколько бы он ни звал Юдит по имени, он ни разу не делает это одинаково. Каждый раз новая краска, каждый раз – особый штрих любви. Наблюдаешь героя в последней его сцене, в инвалидном кресле, на пороге жизни-любви, и поневоле задумываешься: есть в этом смысл? Можно ли, логично ли всю жизнь превратить в созидание одного чувства, в служение одной только любви… Что касается меня, Рами Барух для меня один из самых любимых актеров Израиля…
Сценограф Рони Торен расплескал по заднику сцены темно-зеленые кипарисы. Огромные, летящие – будто вырванные с корнями из земли. Сильный образ, который изначально задан как метафора. В финале дерево упадет, Юдит погибнет – и боль, которая была тенью, предчувствием, полоснет по сердцу. Флегматичные, доброжелательные коровы – находка не новая, этим приемом пользовались многократно, с разным результатом, но здесь режиссерский ход органичен¸ уместен. Мир – огромная ферма, все жители которой взаимосвязаны. У всех есть место, всем требуется забота. Наама Шитрит сыграла сразу несколько ролей, среди них – телочка Рахель. Играть животное, слабое, еле выжившее, трепетное, безгласное – задача не из простых. Наама Шитрит справляется с ней волшебно, прекрасно.
Обо всем актерском составе говорить не буду, – все очень профессионально и увлеченно работают, творят, воплощают сложные характеры. Музыка Йоси Бен-Нуна – камертон, она оживляет и связывает сцены, придает колорит. Костюмы, придуманные художницей Полиной Адамовой, предельно функциональны и при этом органичны. Они дополняют спектакль, украшают страницы театральной повести еще одной живой, умной приметой…
В многоцветии театра страны явилась свежая ветка. Вырос кипарис. Талантливый писатель и театральный коллектив объединились. «Всего несколько дней… – говорит Яков в ТАНАХе, «семь лет равны всего нескольким дням…». Спектакль необходимо смотреть, такие у нас нечасто ставят.