fbpx
Интервью

Олег Нестеров о проекте «Из жизни планет» (в октябре в Израиле)

Интервью первоначально опубликовано в приложении “Нон-Стоп” к газете “Вести” 31 августа 2017 года

Олег Нестеров, известный музыкант и писатель, продюсер и композитор, бессменный лидер группы «Мегаполис», в ближайшем октябре впервые приедет в Израиль. Он привезет  нашумевший в России спектакль «Из жизни планет», посвященный неснятым кинофильмам 60-х годов. Этот проект назвали одним из самых значимых культурных событий последних лет. Он удостоен национальной премии “Книга года-2015” и был номинирован на премию журнала “GQ” “Человек года-2015». Кроме того. “Из жизни планет” возглавил список лучших музыкальных проектов 2014 года по версии журнала “Сноб”, вошел в шорт-лист премии “Сноб” и стал дважды лауреатом независимой музыкальной премии “Степной волк-2014”. Одноименная пластинка группы “Мегаполис”, включающая титровые песни и инструментальные темы к четырем неснятым фильмам 60-х, попала в итоговую “двадцатку лучших музыкальных альбомов 2014” .

Мы попросили Олега рассказать о проекте и о том, почему так важно в наше время вспоминать время «оттепели».

 

– Олег, откуда у вас такой интерес к 60-м годам, вы же тогда были ребенком?

– Я родился в 1961-ом году и все-таки 1960-е застал, во всяком случае, вторую половину я помню хорошо и во мне живут самые важные ощущения того времени. Это годы моего детства, когда родители были молоды,  наш дом был полон любви, и эти годы мне близки какой-то первозданностью, чистой эмоцией. Для меня это годы совершенной эстетики во всем:   в киноизображении, в звучании музыки, в стиле одежды, и так далее.

И, самое главное, 60-е годы – это такая викторианская эпоха в жизни страны, очень короткая, с пиком в 62 году.  Это время, когда у нас в стране все получалось – и в космосе, и в шахматах, в спорте, в науке, в кино и т. д. Это время для меня с одной стороны – любовь большая и неосознанная, а с другой –  вполне осознанная тяга ко времени, когда все получалось. И говорить о времени, когда все получалось, сейчас, когда не все и не во всем получается – я считаю очень важным.

 

– Назовите ваши любимые фильмы и музыку 60-х?

– Мой любимый фильм, хоть он и относится, кажется, к 1970-му году – «Жил певчий дрозд» Иоселиани, и по сути практически привел к нему  «Листопад» – это точно 60-е. Ну и еще один важный и любимый фильм для меня – «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Во всех этих фильмах музыка как таковая отсутствует. И Иоселиани и Кончаловский используют бытовые фрагменты – отрывки радиопередач, то, что называется «музыка в кадре» и т.д. – там нет ни одной красивой музыкальной темы.

Что касается отдельно музыки к фильмам 60-х, то это Таревердиев. Если послушать саундтрек к фильму «Мой младший брат» мы уже узнаем маэстро – он там предстает во всей красе. Еще одна моя большая любовь – это Олег Каравайчук. В фильме «Мама вышла замуж» его гениальный саундтрек. Или можем вспомнить Киру Муратову и ее «Короткие встречи», где звучит незабываемый фокстрот Каравайчука.

Но вообще про музыку к фильмам 60-х я могу много рассказывать. Вся эта любовь – в моем романе «Небесный Стокгольм», который рассказывает про годы с 62-го по 68-ой. Ну и, конечно, в проекте «Из жизни планет». Это музыкальное посвящение неснятым фильмам, которое воплотилось и просто в музыку к четырем неснятым картинам, и в спектакль, и в интернет-портал, за который мы получили национальную премию «Книга года».

 

– Почему для вашего проекта вы выбрали именно эти четыре фильма?

-Это очень просто. Сначала пришла музыка, она уже была на диктофоне и в голове, был большой массив эскизов, набросков. Музыка была явно из 60-х и явно из кинофильмов, но фильмов я не видел, музыки не слышал, отсюда вывод – может быть я сочинил музыку к неснятым фильмам? Задав себе этот вопрос, я пошел по следу, начал спрашивать у всех и наткнулся наконец на это великое и ужасное кладбище неснятого кино 60-х.

Там уже сама музыка нашла свои фильмы. Я практически был таким сватом. Музыка мне говорила:  «Олег, я очевидно из этого фильма! А я – вот из этого». Мне осталось только нарисовать такую схему со стрелочками, а дальше уже все было понятно.

Изначально, правда, картин было пять. Пятая – «Дом с башенкой» по сценарию Фридриха Горенштейна, который должен был снимать Тарковский. Но эта картина добро не дала. То ли Горенштейн с того света мне как-то дал понять, что он не приветствует это, то ли еще что – но пятый фильм на этапе подготовки отпал и осталось четыре. А уже когда мы играли спектакль, я вдруг увидел такой компас – четыре пути для художника. В результате  это вошло в спектакль. Четыре пути, четыре художника, четыре картины.

Первый путь  – не делать и не бороться. Это путь Владимира Китайского, который был пророком и напитал своими идеями целое кинематографическое поколение. Это был самый гениальный студент во ВГИКЕ, любимый ученик Ромма, хотя он учился вместе с Тарковским и Шукшиным на курсе. Говорят, Тарковский вышел из-под его влияния только к «Солярису». Но столкнувшись с реалиями Мосфильма, Китайский очень быстро понял, что у него нет сил бороться с системой. Он выбрал абсолютно другой путь, на Голгофу не пошел.

Второй путь – делать и бороться. Его выбрал Владимир Мотыль, который тогда был практически на грани самоубийства. У него было два года мытарств с картиной «Семь пар нечистых», но потом он нашел свой путь. Он сказал, что не надо тратить время на хождение по коридорам и кабинетам высоких чиновников, нужно брать какую-то мало-мальски подходящую идею и снимать из этого свой настоящий фильм. Так он снял  свой шедевр – «Белое солнце пустыни» – по ничем не примечательному сценарию.

Третий путь – бороться, но не делать, как Смирнов, которого выдавили из профессии и запретили быть режиссером. Он начал писать сценарии, стоял на своем, боролся до последнего. И при этом 30 лет не работал как режиссер. Представляете, чего мы лишены?

И наконец четвертый путь – делать, но не бороться. Это путь Геннадия Шпаликова, который переписывал свои сценарии по 7-8 раз, и только в самом конце жизни он позволил себе крикнуть в коридорах Мосфильма: «Не хочу быть рабом!»

 

– Какой путь вам кажется предпочтительным?

– Каждый из этих путей правильный, если критерием является честность. Эти четыре художника не врали себе. Ни Китайский, ни Смирнов, ни Мотыль, ни Шпаликов. Эти люди жили по совести и делали то, что считали нужным. Я это называю – идти по стрелке компаса. А стрелка – это твоя совесть, когда ты не врешь себе.

 

– Какова была главная задача вашего проекта – его можно назвать просветительским? 

-Вдохновляюще просветительским! Этот проект рассчитан на молодых, и нам отрадно, что на спектакли молодые приводят своих родителей, а родители приводят детей. Рассказать о времени, когда все получалось, вдохновить на движение вперед, достроить разрушенный пазл. Для того, чтобы идти вперед нужно знать свое прошлое.

«Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера» – это был наш рабочий девиз, или рабочий эпиграф к этому проекту.  И еще один рабочий девиз, того же Бродского: «Главное – это величие замысла». Замысел был большой и он был благороден. Он позволил сплотить большую команду единомышленников, которые работали на этом проекте –не только музыкантов, но и людей, которые собирали материалы, помогали строить сайт, рылись в архивах, делали эту большую и важную работу.

Этот проект еще и про уклад, так как наша страна – это тектонические разломы. «Страна с непредсказуемым прошлым» – как про нее говорили. Каждому новому поколению очень сложно обрести систему координат чтобы опереться и пойти вперед. А неснятые фильмы могут рассказать об эпохе больше, чем снятые и воплощенные. Это как при  кораблекрушении – выжившие в кораблекрушении  расскажут о нем явно меньше,  чем могли бы рассказать те, кто не выжил. Кто не выжил –знают больше о том, что это такое. Может быть миссия этих неснятых фильмов в том, чтобы вернуть молодое поколение к той эпохе, вдохновить на дальнейшее движение вперед.

 

– Сейчас в России вновь запрещают фильмы и спектакли, наступило очередное «похолодание».  Возможно ли сегодня это движение вперед и как  сейчас чувствуют себя  творческие люди?

-Если размотать историю России, можно найти довольно много оттепелей и похолоданий.  Вдох – выдох. В природе тоже так – немного потеплело, потом немного похолодало. Ну а потом опять потеплеет – не в первый раз и не в последний.

Негативная среда может мотивировать творческого человека даже больше – нет времени распыляться, смотреть по сторонам. Если вспомнить советские времена, когда искусство ушло в подполье, когда художники общались с музыкантами, музыканты с поэтами, поэты с  художниками – возникало перекрестное опыление. Со всех сторон четыре стены, тебя никуда не пускают,  у тебя нет никаких шансов нигде ни напечататься, ни выставиться, ни выйти на сцену – и поэтому эта диффузия происходила. Как только эти стены исчезли во времена перестройки – все эти молекулы разлетелись на все четыре стороны.

Вспомните 90-е, время, конечно, было веселое, но для движения вперед бесполезное. Большая концентрация идей была, как ни странно, в то время, о котором пел Борис Гребенщиков: «Я инженер на сотню рублей и больше я не получу». Когда у тебя нет перспективы напечататься, опубликоваться – идея не подменяется интересом. Интерес у художника – как использовать свой талант чтобы получить земные блага и устроить свою жизнь. На коротком историческом отрезке всегда побеждают интересы, а на длинном – рано или поздно все равно побеждают идеи. Они подхватываются уже другими людьми, но если идея настоящая она рано или поздно воплощается.

Художник – это ведь всегда про то, что внутри человека. А все общественные проявления – это проекции. Художнику проекции не очень важны , ему важно что внутри –  не экраны, а лампочки

 

– 1960-е – это не только время, когда все получалось, это еще время больших надежд, оптимизма, ощущения весны.  И музыка была соответствующая. Вы написали музыку к фильмам оттепели сейчас, во времена похолодания. Как вам это удалось?  

-Музыка аутентичная, а с другой стороны созвучна дню сегодняшнему. Как по черно-белой фотографии не всегда можно определить, когда это все снимали: то ли вчера, то ли 80 лет назад. Но, как говорят, эта музыка почему-то задевает человека. Она выстраивает внутри него все его атомы и молекулы в тот порядок, в каком мы ощущаем какие-то важные моменты  своей жизни – счастья, просветленияи т. д. Хотя музыка сама по себе разная – там есть фрагменты и такие, и сякие, но, тем не менее, эта музыка понятна и крайне созвучна любому человеку, который приходит к нам на спектакль.

Об оттепели надо говорить, и не случайно в Москве было три выставки на эту тему за последний год. Говорить, исследовать, вдохновляться.  Я очень рад что про нее говорят на все лады –языком сериалов, выставок, книг, моды, всего чего угодно. Потому что это время очень важно, но мало изучено в силу разных причин.

Сразу после оттепели, когда пришла брежневская команда, нужно было про это все забыть и сделать так, чтобы народ забыл. А когда пошла перестройка в каком то смысле начали вспоминать – например, достали с полки фильмы. Но в тот период нужно было разбираться с трагическим прошлым – я имею в виду репрессии, гражданскую войну, фигуру Сталина и т д. И в годы перестройки с оттепелью до конца не разобрались, через себя не пропустили.

А потом –  новое плавание, молодой капитализм, глобализация, и вот только-только сейчас добрались до этого, потому что выросло новое, свободное поколение, которому стало интересно, было что-то такое или не было у наших пап и мам, бабушек и дедушек, или они совсем были бестолковые.

 

«Из жизни планет»

Режиссёр – Денис Азаров

Художник – Ольга Никитина

Музыка группы «Мегаполис»:
Олег Нестеров, Михаил Габолев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасёв

При участии Дмитрия Гарина

В ПРОГРАММЕ:

Проект Олега Нестерова «Из жизни планет» (Музыкальное посвящение неснятым фильмам 1960-х)

Четыре неснятых фильма, четыре истории, ставшие музыкой:
Геннадий Шпаликов – «Причал», «Прыг-скок, обвалился потолок»
Владимир Мотыль – «Семь пар нечистых».
Андрей Смирнов – «Предчувствие».

В спектакле звучат музыкальные композиции группы «Мегаполис»
Ашдод, вторник, 17 октября 2017, 20:00, матнас «Дюна-Юд»

Рамат-Ган, среда, 18 октября 2017, 20:00, зал «Театрон  ха-Яалом»
Хайфа, четверг, 19 октября 2017, 20:00, клуб Beat

 

Сайт проекта «Из жизни планет»: http://www.planetslife.ru
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=brTZrjl-cag

Заказ билетов в Интернете: http://bestbravo.co.il/announce/56553

Страница мероприятия в фейсбуке — https://www.facebook.com/events/324388951337931/?fref=ts
Страница гастролей в Израиле — facebook.com/IzJizniPlanet
Страница проекта в фесйсбуке  — facebook.com/planetslife 

Фотографии предоставлены организаторами гастролей и администратором  группы «Мегаполис»

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top