fbpx
Театр

 «Отелло» в Маленьком – Шекспир в черно-белых отражениях

Ревность – чудовище, само себя и зачинающее, и рождающее.
Уильям Шекспир. Отелло, акт III, сцена IV

 

У меня кружится голова после чтения Шекспира, я как будто смотрю в бездну.
– слова Пушкина М. П. Погодину, 24 сентября 1826 

Ликуй, Британия! Ты можешь гордиться тем, кому все театры Европы должны воздать честь. Он принадлежит не только своему веку, но всем временам!
Бен Джонсон, «Памяти автора, любимого мною Уильяма Шекспира и о том, что он оставил нам», 1623 г.

 

Театр «Маленький» ставит Шекспира. Премьера – в середине октября. Ставит «Отелло» – в интимной, камерной версии. Вместо 25 актеров – пять, вместо десятков персонажей – восемь. Герои Шекспира за отведенное им время действия обнажают больше чувств и отражают больше различных сторон человеческой природы, чем это мыслимо в жизни для любой реальной группы в течение того времени, которое описывает пьеса, уже столько веков вызывающая ожесточённые споры. Ревность, обреченность, трагедия обманутого доверия, терпимость, инаковость, запутанность, ощущения чужака, отношение к чужаку, психологически болезненное положение чужака, почти изгоя. Одна из главных причин, по которым Шекспиру обеспечено внимание современного зрителя, – удивительная способность его пьес предугадывать наши ценности и воззрения. Шекспир волнует нас потому, что он – про нас. В его пьесы, в его тексты можно смотреться как в зеркало. Зеркало, заново изобретенное в Венеции, где и происходит действие «Отелло». Хотя в «Отелло» все приметы обманчивы. Это комедия, которая пошла под откос. И это трагедия, жестоко присвоившая самую важную психологическую мысль комедии: наша жизнь неполноценна без любви, потому любовь и есть наша вечная слабость.

«Отелло, венецианский мавр» – таково полное название этой трагедии. В этом спектакле будет много зеркал, белого, блестящего и черного. Почему и для чего Шекспир сделал своего героя чернокожим? «Отелло от природы не ревнив – напротив: – он доверчив». Это беглое по форме замечание Пушкина позволяет понять истоки трагической судьбы венецианского мавра. Когда в душу Отелло впервые закрадывается мысль о том, что он может потерять Дездемону, венецианский полководец с чувством обреченности вспоминает что он – черен. Даже сегодня «Отелло» у многих вызывает моральный дискомфорт. Вот это дискомфорт, его причины, его объяснения и возможности из него выйти и становятся одной из осей спектакля «Отелло» в постановке Михаила Теплицкого в театре «Маленький», видящего Шекспира как провокационного и современного драматурга, чьи произведения актуальны по сей день. Шекспира – не вещателя истин о природе человека, а собеседника, который не перестает удивлять; Шекспира, которого как и нас, волновала тема ощущения чужого. Пусть даже принятого в обществе, но все равно чужого.

Роли Отелло и Яго исполняют два блестящих актера Гиль Франк и Дуду Нив (занятый параллельно в спектакле театра Маленький «Амок» по рассказу Стефана Цвейга. Каждый из них на сцене – это своего рода смерчь. Когда же они вместе играют в одном спектакле это невероятное напряжение, актерское противостояние ярости и порока, приковывающее внимание в не меньшей степени, чем противостояние их персонажей в тексте пьесы, в изощренной интриге и в смертоубийственном, замешанном на страсти, любви, зависти, ревности и власти в треугольнике Отелло-Яго-Дездемона.

Премьера трагедии «Отелло» состоялась 1 ноября 1604 года. Лондонский дворец Уайтхолл, где проходил спектакль, сгорел еще в конце XVII века, а трагедию продолжают играть в театрах всего мира.
«Отелло» (The Tragedy of Othello, The Moor of Venice) – трагедия Уильяма Шекспира, написанная около 1603 года. Действие происходит во время венецианско-турецкой войны (1570—1573) за контроль над островом Кипром, с 1489 г. принадлежавшим Венецианской республике. В 1571 г. после длительной осады портовый город Фамагуста перешёл под контроль турок. Сюжет разворачивается вокруг двух персонажей: Отелло и Яго. Отелло — мавританский офицер в чине генерала на службе в венецианской армии в ходе вторжения Турции на Кипр. Незадолго до событий пьесы он вступил в брак с привлекательной и состоятельной венецианской дамой Дездемоной, по возрасту намного моложе него, вопреки запрету её отца. Яго – недоброжелательный хорунжий Отелло, издевательски подливающий масла в огонь ревности своего руководителя, который, потеряв былое хладнокровие, в итоге убивает свою возлюбленную жену в порыве слепой ярости. За раскрытие не теряющих актуальности тем страсти, ревности и этнической розни «Отелло» по-прежнему является популярной и часто экранизируемой пьесой. Входит во Всемирную библиотеку (список наиболее значимых произведений мировой литературы Норвежского книжного клуба).

Дуду Нив
Выпускник школы театрального мастерства “Бейт Цви”.
Сыграл в театрах: Камерный, Хайфский, Гешер, Маленький, ха-Сифрия, Бейт-Лесин, Тмуна, Цавта, Медитек.
Лауреат приза мэра Тель-Авива
Участвовал во многих спектаклях и телевизионных сериалах.
В 2007 стал лауреатом премии «Лучший актер года»  за роль в спектакле «О преступлении» (по мотивам «Преступление и наказание» Ф. Достоевского) в театре «Маленький».

Гиль Франк  – один из ведущих израильских актеров. Несколько лет назад сыграл главную роль в спектакле «Цемах» театра «Маленький», рассказывающим об основателе театра «Габима» Нахуме Цемахе.
Выпускник школы актерского мастерства «Бейт Цви» 1987года. Сыграл множество ролей (в том числе едва ли не во всех пьесах Шекспира)  – в Национальном театре «Габима», в театрах «Бейт-Лесин», в иерусалимском «Хане», в Хайфском театре, в театре Ха-Сифрия, в Беэр-Шевском театре, в Камерном и др. Лауреат приза «Актер года» в 2007 и в 2014-м гг.. Лауреат приза Министерства образования.

******

Уильям Шекспир. Отелло.
Перевод – Дори Парнас.
Адаптация и постановка: Михаил Теплицкий
Художник-постановщик: Александр Лисянский
Композитор: Евгений Левитас
Художник по костюмам: Юдит Ахарон
Художники по свету: Миша Чернявский и Инна Малкина
Помощник режиссера: Юлия Голанд

Действующие лица и исполнители:
Дож Венеции – Ксения Маркузе
Брабанцио, сенатор – Барак Фридман
Отелло, родовитый мавр на венецианской службе – Гиль Франк
Кассио, его лейтенант, то есть заместитель – Барак Фридман
Яго, его хорунжий – Дуду Нив
Дездемона, жена Отелло, дочь Барбанцио – Гиль Ливнат
Бьянка, возлюбленная Кассио – Гиль Ливнат
Эмилия, супруга Яго – Ксения Маркузе

Пятница, 14.10.2022, 20:00
Суббота 15.10.2022, 20:00
Воскресенье, 16.10.2022, 20:00
Понедельник 17.10.2022, 20:00
Четверг, 20.10.2022, 20:00
Пятница, 21.10.2022, 12:00 и 20:00
Заказ билетов – https://2201.kassa.co.il/announce/72798
Спектакль идет на иврите.

Страница театра «Маленький» – https://www.facebook.com/malenkitheater/

Театр «Маленький» – Тель-Авив, ул. Хома у-Мигдаль, 32.

Фотографии – © Юлия Голанд. Предоставлены пресс-службой театра «Маленький».

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top