fbpx
Концерты

Озера музыки Агама

 Заглавное фото – Ансамбль “Мейтар”. Фото – Юваль Авиталь. אנסמבל מיתר. צילום יובל אביטל

Гала-концерт произведений композитора Оррама Агама в исполнении ансамбля «Мейтар» под управлением Ювала Цорна. В программе концерта – сочинения Оррама Агама «Девять» и «Добавочная душа», при создании которых Оррам Агам вдохновлялся искусством и преданностью делу своего отца – знаменитого художника и скульптора Яакова Агама.

4 октября 2021 года в Тель-Авивском музее искусств пройдет гала-концерт произведений композитора Оррама Агама в исполнении ансамбля «Мейтар» под управлением Ювала Цорна.
Ансамбль струнных инструментов «Мейтар» исполнит два произведения Оррама Агама: «Добавочная душа» («Нешама йетера»),  посвященное его матери – Клиле Агам, и «Девять», посвященное его отцу – художнику и скульптора Яакову Агаму. В названии концерта использована игра слов «(Агам – фамилия композитора и «агам» – озеро на иврите)

Оррам Агам получил музыкальное образование в Парижской консерватории у Клода Блиффа, и затем в Нью-Йорке у композитора и теоретика музыки Жака-Луи Моно и в Иерусалимской академии музыки и танца на факультете композиции у композитора Карла Вольнянского. Но вдохновение для своих работ Оррам черпает из разных источников – не только музыкальных.

Сам Оррам Агам неоднократно подчеркивал то огромное влияние, которое оказало на него искусство его отца, и в особенности элементы времени и движения, доминирующие в творчестве Яакова Агама. Время и движение – те две составляющие, которые также весьма заметны и в музыке Оррама, указывающего  на еще два источника вдохновения.
Первый из них – композитор Арнольд Шёнберга и та музыка, которая была создана под его влиянием и его последователями.  Методика Шёнберга считается одной из самых заметных в музыкальном мышлении 20-го века. Он изменил канонические правила написания музыки, создал новые законы, «отменив» естественную тональную пирамиду, лежащую в основе классических традиций. В 1920-х годах Шёнберг придумал додекафонный метод или «12-тональный метод» (12-тоновая техника), практически в одиночку нарушив прежнюю музыкальную иерархию.

Шёнберг был создателем новой 12-ступенной системы композиции, названной им «додекафонной», сущность которой состоит в том, что использованные композитором 12 звуков хроматического ряда – «серии» – равноправные единицы, в отличие от классической системы с ее основными и подчиненными ступенями гаммы. В итоге исчезают ладотональности (в частности, мажор и минор) и ладовые связи между звуками. Музыка, сочиненная при помощи додекафонной техники – атональна. Этот метод оказался самым влиятельным вевропейской и американской классической музыке 20-го века.
Кстати, Шёнберг был экспрессионистом не только в музыке – он был и художником-экспрессионистом, создав около 300 полотен.

קרדיט צילום Avinary Production- אררם אגם. Оррам Агам – фото Avinary Production

Второй же источник вдохновения для Оррама Агама – духовный, идущий от учения адморов Хабада. Корни семьи Агам восходят к восьмому поколению основателя Хабада, раби Шнеура Залмана (Алте Ребе из Ляд). Сам Оррам уже много лет занимается каббалой, и элементы кабалы, безусловно влияют на его творчество и его понимание музыки.

К примеру, пьеса «Девять», которую исполнит на концерте в Тель-Авиве 4 октября струнный ансамбль «Мейтар», отражает эти влияния с нескольких точек зрения. Число 9 связано с пьесой музыкально: девять музыкантов, девять частей, отрывок, написанный в девятидольном сложном размере 9/8 открывает пьесу. С духовной же  стороны, число 9 имеет глубокое значение в Каббале и связано с фундаментальным понятием кабалы – «сфирот». Кроме того, сам Оррам Агам утверждает, что его отец, Яаков Агам, особенно любит число 9 и что многие его работы базируется на осмыслении  и использовании этого числа.

«Для меня эта пьеса является выражением эмоционального экстаза, – говорит Оррам, – освобождением слуха от оков сентиментальной музыки, лишенной духовной силы. Музыка в моем восприятии – это вопрос святости, устранения того, что заставляет душу впадать в привычку к духовному рабству, к равнодушию. В музыке есть движение к искуплению, подобно такому же движению в  иудаизме. Эту концепция я позаимствовал у Арнольда Шёнберга», – добавляет Оррам Агам.

О пьесе «Добавочная душа» Оррам Агам рассказывает так: «Это произведение –  результат долгих поисков в попытках выразить предтечи моей еврейской души. «Добавочная душа» («Дополнительная душа», «нешама йетера») – каббалистическая религиозная концепция, связанная с Субботой. Значение этого термина  состоит в том, что в Шаббат человек (тело) удостаивается более высокого духовного просветления, чем в будний день, и его душа освящается. Соответственно, это произведение выражает для меня некую духовную чувственность, почти непрерывный мелодический поток, распространяющийся во всех направлениях – своего рода транс-экстатическое музыкальное опьянение».

*****

Ансамбль «Мейтар» был создан пианистом Амитом Дольбергом с целью исполнения современной камерной музыки композиторов Израиля в 2004 году. В 2006 году ансамбль был награжден премией Биньямини от Министерства культуры Израиля за активную пропаганду еврейской и израильской музыки,  и премией Партоша за лучше исполнение пьесы израильского композитора.
«Мейтар» активно сотрудничает с израильскими и зарубежными композиторами. За последние годы по заказу ансамбля было написано более 120 сочинений. Еще стороной деятельности ансамбля является реконструкция музыкальных программ Общества Еврейской музыки, созданного в начале ХХ века в Петербурге. Также ансамбль организует мастер-классы с участием дирижера и композиторов, таких как Фабиан Паизиелло, Марк Андре, Вальтер Циммерман и Даниэль Петер Биро.
«Мейтар» принимал участие в таких фестивалях, как Биеннале современной музыки в Тель-Авиве, «Летние ночи» в Иерусалиме, BKA в Берлине, Немецкая Биеннале в Гейдельберге и других. «Мейтар» является приглашенным ансамблем в Иерусалимской академии музыки, а также коллективом современной музыки в Израильской консерватории. В 2012 году ансамбль «Мейтар» открыл в Израильской консерватории Центр современной и электронной музыки.
Фильм-концерт, снятый с участием ансамбля режиссёром Эмре Зоммерсом, получил приз Берлинского кинофестиваля.

****
Концерт «Озера музыки Агама» пройдет в понедельник, 4 октября 2021 года, в зале «Реканати» Тель-Авивского музея искусств. Начало – в 20:00, прием – в 19:30.
Цена билетов – 50 шекелей.
Билеты можно приобрести в музее по телефону 03-6077020 или на сайте https://www.tamuseum.org.il/he/event/a-lake-of-music-special-concert/2021-10-04/
Код скидки AGAM (при вводе кода цена на сайте обновляется до 50 шекелей).

Фотографии (© Юваль Авиталь и ©Avinary Production) предоставлены пи-ар бюро Anat Meromi PR

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top