fbpx
Выставки

“Сфотографировать и забыть”. Ран Таль – фильм. Миха Бар-Ам – жизнь

Выставка “Сфотографировать и забыть”. Куратор выставки – д-р Ноам Бен-Галь. Выставка, организованная в ряду выставок к 90-летию Тель-Авивского музея искусств, продлится до 17 декабря 2022 года.

Когда говорят «стал легендой при жизни» – это про него, про Миху Бар-Ама, фотографии которого знает вся страна. Звучит пафосно, помпезно и правдиво: Миху Бар-Ама и его фотографии знает вся страна. Его выставки, хотя 92-летний Ба-Ам больше не фотографирует, устраиваются ежегодно. Его архив, хранящийся в подвале его дома в Рама Гане – бесценен в самом прямом, самом простом и понятном смысле этого слова. Его жена Орна – кладезь рассказов и воспоминаний. Еcли в какую-либо экспозицию включены работы Бар-Ама – значит, она удалась. И про него – про Миху Бар-Ама – режиссер Ран Таль снял удивительный фильм «1341 кадр о любви и войне», показанный на последнем фестивале «Док-Авив», а до этого – на «Берлинаре» и на кинофестивале в Кракове.

Архив Михи Бар-Ама охватывает почти все годы существования государства Израиль – моменты прекрасные и мрачные. Из этого обширного архива изображений, многие из которых глубоко запечатлелись в коллективной памяти израильтян, Ран Таль и создал документальный фильм. Встреча поколений – Рана Таля и Михи Бар-Ама –  и привела к созданию «1341 кадра о любви и войне», состоящего из фотографий, которые демонстрируются под пронзительно искренние разговоры Рана Таля с Михой и Орной Бар-Ам.

Ран Таль исследовал обширный архив негативов Михи Бар-Ама в течение полутора лет. Фильм «1341 кадр о любви и войне» полностью составлен из снимков, которые Бар-Ам делал в течение пяти десятилетий и раскрывает те невероятные усилия, ту огромную цену, которыми оплачивается документирование, фиксация войны. И, одновременно, «1341 кадр о любви и войне» – это портрет художника, размышления о памяти и идентичности. Этот фильм – не только повествование, это уникальный кинематографический, визуальный и чувственный опыт, исследующий, с одной стороны, как наполнить движением, как придать динамику неподвижному изображению. И с другой – как остановить кинематографическое скольжение, чтобы подчеркнуть эмоции, красоту и сложность фотографических образов.

Но то – кино. А в музее – выставка “Сфотографировать и забыть”, сделанная из фильма. Выставка фотографа – Михи Бар-Ама, отца израильской фотожурналистики. Выставка, составленная из кадров, образов, экранов, пространства и 40 секунд. 40 секунд даются на то, чтобы перейти от сета к сету, от экрана к экрану, от эпохи к эпохи. От Войны Судного дня к кибуцам, из детства – в Ливан, от парадов мод – к семье, от снимков 60-х годов – к 80-м. Германия, Израиль, Египет…
На выставке фильм Рана Таля разъят куратором Ноамом Галем на кадры, на фрагменты и эпизоды, из которых складывается история жизни, воспоминаний, замечаний. История молчания и смеха, случайных наблюдений и глубоких размышлений. Выставка “Сфотографировать и забыть” открылась после фестиваля «Док-Авив», выставка по следам фильма в музейном пространстве, дизайн которого диктует свою хореографию.

Выставка – это еще и искусно поданная архивная идея; препарированный процесс работы кинорежиссера, игра со звуком, голосом, музыкой. Обязательно наденьте наушники: без звукоряда впечатление иное. Сами экраны расположены не в хронологическом, не в линеарном порядке, а в нарочито рандомальном, едва ли не хаотичном. Но и жизнь хаотична: как известно не стоит строить планы, можете насмешить Бога. Думаю, что Миха Бар-Ам Бога не смешил, он его видел – как и видел Смерть.
Военные фотографии Михи Бар-Ама украшали обложки журналов всего мира, он же оставался закрытым человеком. В 1977 году Миха Бар-Ам основал в Тель-Авивском музее искусств отдел фотографии и долгие годы был его куратором. Эта выставка в честь Михи Бар-Ама позволяет понять не только как устроена фотография, но и как устроено документальное кино, и как музейное пространство может стать новой медиа. Как репортажная фотография со временем становится искусством и какую глубину кадру придает дополнительная парадигма расстояния до экрана.

“Сфотографировать и забыть” – это первая в своем роде выставка в Тель-Авивском музее  искусств, на которой документальный фильм разбирается и перемонтируется в многоканальную видеоинсталляцию, по которой зрители могут свободно перемещаться, проще говоря – ходить по залу, как вздумается. Художественная выставка в новой кураторской концепции встречается с кинематографической средой, а музей становится экспериментальной площадкой для нового творческого сотрудничества.

Как и в предыдущих фильмах Рана Таля, в фильме «1341 кадр о любви и войне» и на выставке “Сфотографировать и забыть”, чувствуется разрыв между тем документальным материалом, который мы видим, и теми разговорами, которые мы слышим. Этот разрыв – когда свидетельство камеры не соответствует воспоминаниям – подрывает сам принцип документальной фиксации. Чему мы верим больше – образу или произнесенному слову? Как снять и как воспринимать фильм без движения? Фильм, вокруг которого и внутри которого двигаются зрители. Двигаются в истории жизни Михи Бар-Ама.

Ран Таль – независимый режиссер, чьи документальные фильмы рассказывают об израильской действительности через социально-историческую перспективу. Таль окончил факультет кино и телевидения Тель-Авивского университета в 1994 году. Его работы отмечены многими наградами, в том числе премией Офира, премией Волгина на Иерусалимском фестивале, премией фестиваля «Док-Авив» и премией форума документального кино. Ран Таль возглавляет Международную программу документального кино в Тель-Авивском университете и преподает на факультете кино в колледже Сапир. Он является основателем и редактором журнала Documentary.

Миха Бар-Ам – один из лучших фотографов Израиля. Родившийся в Берлине в 1930 году, он иммигрировал в Израиль со своей семьей, когда ему было 6 лет. Бар-Ам служил в Пальмахе и Армии обороны Израиля, участвовал в Войне за Независимость при прорыве к Иерусалиму. Архив его работ представляет собой многогранную фотобиографию Израиля и еврейского народа, из которой он представил многочисленные персональные выставки в Израиле и по всему миру. Бар-Ам является одним из основных членов независимого фотоагентства Magnum. В 1977 году он основал отдел фотографии в Тель-Авивском художественном музее и до 1992 года занимал должность старшего куратора отдела фотографии. В 1993 году он получил премию Энрике Кавлина за заслуги в области фотографии от Музея Израиля, а в 2000 году он был удостоен премии Израиля. Работы Бар-Ама входят в число важнейших художественных коллекций мира, таких как фотоколлекция Музея современного искусства в Нью-Йорке, коллекция Центра Помпиду в Париже, архивы Международного центра фотографии и многие другие.

Доктор Ноам Галь – исследователь и куратор, старший преподаватель кафедры истории искусств Еврейского университета в Иерусалиме.

Часы работы выставки “Сфотографировать и забыть”: понедельник 12:00-18:00, вторник 10:00-21:00, среда 10:00-18:00, четверг 10:00-21:00, пятница 10:00-14:00, суббота 10:00-18:00.

Информация и заказ билетов на сайте https://tamuseum.org.il/en/exhibition/last-photograph-ran-tal-after-micha-bar-am

Пара старых текстов о выставках Михи Бар-Ама (текстов было больше, но они сгинули в неизвестных мне самой архивах):
Миха Бар-Ам. Кибуц. Фотографии 1953-1983  https://www.israelculture.info/mixa-bar-am-kibuc-fotografii-1953-1983
Разделительная полоса  памяти. Выставка Михи Бар-Ама в Тель-Авивском музее искусств – https://karga-golan.livejournal.com/282935.html

Маша Хинич. Все фотографии (© Миха Бар-Ам) предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств.

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com