Выставки

Столетие путешествия еврейского «Мэйфлауэра» – корабль «Руслан» и его пассажиры в Музее Израиля

Выставка в Музее Израиля в Иеурсалиме при поддержке фонда «Генезис» – с 20 декабря 2019 года

19 декабря 1919 года после долгого и утомительного путешествия из Одессы в порту Яффо пришвартовался корабль «Руслан», ставший со временем мифом и символом Третьей алии. На борту «Руслана» было около 600 пассажиров, среди них – как беженцы, искавшие укрытия от войны и погромов, так и пионеры, проникнутые идеологией сионизма. «Руслан» сравнивают с легендарным кораблем американских пионеров «Мэйфлауэр» – столь многие его пассажиры вошли в Пантеон еврейского ишува и Государства Израиль как люди духа и действия, интеллектуалы и идеологи, художники и поэты, лидеры и активисты. “Руслан” приобрел почти мифическую репутацию вестника Третьей алии и символа репатриации того периода, хотя другие корабли иммигрантов прибыли к берегам Земли Израиля и раньше.

В декабре этого года, ровно сто лет спустя, «Руслан» прибывает в Иерусалим. При поддержке фонда «Генезис» (Genesis Philanthropy Group) в Музее Израиля в Иерусалиме 19 декабря 2019 года откроется новая выставка «И корабль плывет: пионеры культуры на борту «Руслана», посвященная столетию путешествия легендарного парохода и создания Центрального сионистского архива. История «Руслана» и последующих достижений его выдающихся пассажиров будет представлена на выставке через произведения искусства, выдержки из архивных фильмов, фотографии, рукописи и исторические документы, позволяющие посетителям войти в мир тех личностей, чье влияние на израильскую культуру и общество чувствуется и по сей день.

В эту 100-ю годовщину прибытия «Руслана» и создания Центрального сионистского архива новая экспозиция в Музее Израиля раскрывает историю самого путешествия и возникшего вокруг него мифа. Исторические документы из сионистского архива и других коллекций (большинство из которых будут представлены публике впервые), а также произведения искусства, старые кинематографические фрагменты, фотографии и рукописи продемонстрируют влияние и вклад выдающихся пассажиров “Руслана” в развитие израильского общества, культуры и искусства.

«Уникальное сочетание художественной выставки с историческими документами дает нам редкую возможность взглянуть на процессы формирования значительной части израильского искусства и культуры в период, предшествовавший созданию государства», – отмечает профессор Идо Бруно, генеральный директор Музея Израиля. «Исследование, которое сопровождало кураторский процесс, выявило новые данные и неизвестные до сих пор художественные произведения, которые делают посещение выставки особенно захватывающим».

«Выставка проливает свет на важные годы в развитии искусства и культуры в Израиле», – рассказывает куратор экспозиции Талия Амар. «Путешествие «Руслана»  стало известно как символ Третьей алии и пример связанных с ней мифов, эхо которых будет звучать в израильской истории и литературе в течение многих лет».

«Уникальная геополитическая ситуация, сложившаяся в конце Первой мировой войны, которая позволила беженцам вернуться в Израиль, мотивировала и многих других поспешить сесть на корабль, чтобы не упустить возможность, которая могла не повториться», – подчеркивает доктор Игаль Ситри, директор Сионистского архива Всемирной сионистской организации. «Вот почему некоторые из них обзавелись поддельными сертификатами, подтверждающими их связь с Землей Израиля».

Среди тех, кто находился на борту, были такие будущие легенды израильской и современной еврейской культуры, как поэтесса Рахель – Рахель Блувштейн; Йонатан Ратуш; Барух Агадати; историк и литературовед Йосеф Клаузнер; архитекторы Зеев Рехтер и Иуда Магидович; художники Пинхас Литвиновский и Ицхак Френкель; врач Арье Достровский и его дочь Йохевед, основавшая Иерусалимскую академию музыки и танца; коллекционер произведений искусства и сионистский активист Яков Перемен; композитор и педагог Шмуэль Навон; общественный деятель и мать Ицхака Рабина Роза Коэн и многие другие.

«Путешествие «Руслана» символизирует возрождение еврейского народа на пути к независимости, и одновременно – перемещение культурных и интеллектуальных сокровищ евреев распадающейся Российской империи из Одессы – города, имеющего огромное значение в еврейской истории, места рождения и творчества многих писателей и мыслителей – на землю Израиля», – отмечает Илья Салита, президент и генеральный директор фонда «Генезис» (Genesis Philanthropy Group). «Мы верим, что празднование 100-летия путешествия этого «Ноева ковчега культуры»  дает прекрасную возможность вспомнить о глубокой исторической связи между наследием русскоязычных евреев и еврейским национальным возрождением в Сионе».

Сайт выставки – здесь

Текст и фото – по материалам пресс-релиза фонда «Генезис»Genesis Philanthropy Group

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top