fbpx
Впечатления

Тема жизни, тема любви

Инна Шейхатович. Фото – © Лев Гельфанд (фотографии предоставлены автором)

В Реховоте в этот вечер было необычно тихо. То есть тихо было на центральной улице Герцль. Автобусы куда-то в неизвестность сворачивали и по главной магистрали не проезжали. Скучные владельцы пустых магазинов и пунктов питания философски- грустно смотрели на мир, который был равнодушен к их существованию. «Что? Почему?». «Почему нет движения по городу?». «Парад гордости» с большим скоплением народа, громкой музыкой, флагами и флажками, пивом, полицейским кордоном развернулся почти у самого института Вайцмана. А мне как раз на территории этого славного научно-исследовательского центра и надо было оказаться. Пройдя довольно оптимистично почти через весь замысловато задуманный Реховот, я, наконец, увидела аудиториум «Викс», который уютно примостился в гуще зеленого парка. Я шла на концерт. На оригинальную, неожиданную и одновременно немного странную программу Феликса Лившица «…И вечная весна!» – такое она получила название. Программу артист посвятил оригинальному, странному, магнетизирующему, неформатному Валерию Ободзинскому. Рожденные в СССР помнят этого певца. Его тембр и историю жизни, стиль, облик, который даже сам по себе был вызовом «совковой» эстетике. Ободзинский во всем выделялся, выходил из ряда вон: в модных сценических костюмах, многочисленных романах, в том легком облачке запретного- скандального, которое окружало его жизнь и искусство. Он не пел о революции и движении в светлое завтра, не пел о геологах и сталеварах. Он пел исключительно о чувствах, о любви. «Изжеванная и навязчивая тема любви» – так припечатали его главную душевную, творческую интонацию в официальной газете. И он от этой темы никогда не отступал. И никого не слушался, ни чиновников, ни подобострастных идеологов. Случайно увлекся музыкой, случайно попал в эпизод кинофильма…Одаренный вокалист никогда не учился музыке. Его дорога, маршрут в профессии были уникальными – и печальными. Голос был (да и есть…) мгновенно узнаваемый. Талант, такой яркий, волнующий, привлек сердца миллионов. «…И вечная весна!» – приношение таланту и легенде коллеги, которого не забыли и не забудут. Израильский артист Феликс Лившиц умеет увлечь идеей, душевной пластикой, создает в нашем культурном пейзаже многое: театр на сцене, программы-мемориалы памяти Петра Лещенко, Леонида Утесова¸ Александра Вертинского… Идиш и оперные арии, итальянские песни и классика российской эстрады – во всем он находит свою тему, свой собственный музыкальный рисунок.

И вот – Реховот, «Викс», июль, оправленный в яркий шум «парада гордости», один из концертов большого летнего тура. Еще один вечер в честь Ободзинского¸ музыка и судьба странного, космополитичного, душевного и трагичного мастера в трактовке Феликса Лившица.

Все, кто меня знает, знают о моей стойкой и мотивированной нелюбви к попсе, к советской эстраде. К тому, что представляют Ваенга – Валерия. Слушая Феликса Лившица¸ я вынуждена свой снобизм отодвинуть в сторону. Потому что это всегда серьезные работы, с прекрасной подачей, драматургически выстроенные. В каждой есть своя идея, сверхзадача.

Можно ее сформулировать так: громадное уважение¸ пиетет по отношению к талантам¸ к личности артиста. И, конечно, значимость хорошего вкуса. «Листопад», «Эти глаза напротив…», «Восточную песню» Лившиц поет по-своему. Так, как он чувствует и понимает. Без попсового налета. Благородно. Самые прекрасные моменты концерта – когда Феликс Лившиц поет украинские песни, когда поет на самм музыкальном языке – итальянском. «Адажио», эта музыка-феникс то ли венецианца, композитора эпохи барокко Томазо Альбинони, то ли музыковеда, римлянина века ХХ Ремо Джадзотто, звучит на каких-то предельно искренних, священных душевных регистрах.

Ансамбль «Рапсодия» – полноправный партнер, соратник. Энергия легко свивающего клавиши в гирлянды огоньков Александра Слуцкого радует, восхищает. Его легкий и жаркий рояль вплетены в рассказ, в сюжет. Кажется, что слова и ноты растут из одного корня¸ на счастливой планете, на одном дереве¸ приносящем драгоценные плоды. Комментарии Феликса Лифшица, аккуратные и уважительные, лаконичные, сопровождают концерт доверительно, просто. В зале в этот вечер были и поклонники Валерия Ободзинского¸ и поклонники Феликса Лившица. И – уверена!-это были одни и те же люди. Коллеги, которые пришли на концерт¸ прекрасные Сузанна Порецкая, Лариса Тетуева, трогательно и нежно поздравляли артиста с удачей. Говорили ему добрые и уважительные слова (что может быть серьезнее¸ чем похвала специалистов?)…Был июль, и черный бархат небесного занавеса¸ и шелест зеленого парка. Я долго ехала домой , – ведь город еще был в ритме цветного праздника, автобусы не вернулись к обычной схеме. А внутри, в пустынный час ожидания пела музыка. Та¸ от которой и душа, и любовь получают щедрые дары.

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top