fbpx
Выставки

Вёдра, полные краски

«Душевные настрои». Новые выставки в Музее искусств Эйн-Харод («Мишкан ле-Оманут Эйн-Харод»)

Что такое израильская живопись? Что такое живопись? И какое отношение  к этому имеют кибуцные предания, греческие мифы, фамильные рукоделия и желание пнуть ведро изо всех сил – ведро, до краев наполненное тяжелой масляной краской, перемешенной с воском и яркими пигментами, придающими цвету новые измерения – более глубокие, более ассоциативны, более ремесленные. «Пнуть ведро» – значит быть смелым, дерзким, может иногда раздраженным, но не пренебрежительным, оставаясь очень внимательным ко всем нарративам истории искусств – и мировой и израильской.
Искусство и ремесло, маляры и живописцы, музеи и кибуцы – четыре новых выставки открылись 20 августа в музее «Мишкан ле-Оманут» в Эйн-Харод, в музее, который был основан в 1938 году, в праздник Симхат Тора.
Йонатан Голд, Хила Лавив,  Ноа Раз Меламед, Меир Агаси – трое из участников этого кластера очень разных экспозиций родились в кибуцах, и может поэтому все выставки связаны нитью неуловимой, но, тем не менее,  почти зримой и явно ощущаемой, нитью, будто сшившей семейные предания, отношения между индивидуумом и социумом, коллективные настроения и автобиографии.

Йонатан Голд «Пнуть ведро». Кураторы: Янив Шапира, Нета Галь-Ацмон
Хила Лавив «Позабыть о прекрасном»
Ноа Раз Меламед «Деметра и Персефона»
Меир Агаси «22 душевных настроя»
Куратор: Янив Шапира

 

Ноа Раз Меламед на фоне своей работы

Ноа Раз Меламед на фоне своей работы

 

נעה רז מלמד. דמטר ופרספונה, צילום רותי ברוט

Вы заходите в музей, заглядываете в первый зал, а там видео – много женщин, все в белом, половина с фамилией Раз – держат брезентовый круг, на который спрыгивают с 3-метровой вышки по очереди каждая из них – от 3 лет до 80-ти. Вокруг, на стенах, снопы пшеницы, золотистые колосья, превращенные в украшения, женские фигуры… Или то не солома, а мифологические Деметра и Персефона. «Деметра и Персофона» – так назвала свою работу Ноа Раз Меламед, родившая в кибуце Гева здесь же, в долине, в Эмек-Изреэль. Ее мать за кадром напевает… нет, не колыбельную, а песню «Геватрона» о поля и колосьях, а прыжки все продолжаются, по кругу, нескончаемым циклом то ли культового ритуала, то ли языческого обряда, то ли кибуцной затеи о преданности общему делу. Прыжок, еще прыжок, кто-то не хочет, кто-то боится, кто-то устремляется вниз с закрытыми глазами. Одни женщины… И если не только женщины делали историю, то складывается ощущение, что только женщины историю продолжают и хранят. Деметра – покровительница земледелия, охраняющая всё живое на земле, и ее дочь Персефона  – богиня плодородия и царства мёртвых. Плодородие и смерть, вечная цикличность – как и нескончаемый круг прыжков-падений на круглый брезент…

מאיר אגסי, STATE OF MIND, הדפס חד פעמי1992

Упали и встали и пошли. И перешли к следующей экспозиции – Меира Агаси. Музей в музее. Музей Меира Агаси в Музее Эйн Харод. Одна из работ Агаси называется «Душевные настрои» – всего их 22, и именно эта пестро-растрепеннная экспозиция, смятенье чувств и тяжкие раздумья и дала название всему кластеру летних выставок. Чем она так важна? В первую очередь именем художника и тем, что это экспозиция – первая персональная музейная выставка, Агаси, трагически погибшего в автокатастрофе в Англии в 1998 году, когда ему был всего 41 год. После  смерти его художественное наследие перешло в запасники музея Эйн-Харод, в том числе и цикл гравюр «22 душевных настроя» – 22 настроения, образа, цвета, и куда больше, чем 22  слов и смыслов в них спрятанных, которыми Агаси так ловко жонглировал в своих статьях и на своих холстах.

«22 душевных настроя» – это пример тех принципиальных изменений, которые произошли в творчестве Агаси в 1992 году. До 1992 года он, помимо журналистской и искусствоведческой деятельности и героев с вымышленными биографиями, занимался своими автопортретами, делая их в виде эскизов, картин, фотографий, коллажей и гравюр. Но в цикле «22 душевных настроя» Агаси «вычерчивает» свой образ, используя имена и творчество повлиявших на него художников, писателей и поэтов – Хейнрих Клэй, Пабло Пикассо, Марк Ротко, Йозеф Бойс, Георг Тракль, Райнер Мария Рильке, Франц Кафка, Константинос Кавафис – для того, чтоб описать состояния человека: сон, сновидения, память, страх, ранимость, тревога, любовь и смерть.
После его трагической гибели, в Израиле прошла выставка «Музей Меира Агаси», на которой были представлены сотни его работ, библиотека, архивы, записи и написанные им книги. После той выставки «Музей Меира Агаси» и стал частью коллекции Музея искусств в Эйн-Харод. Изначально экспонатами «Музея Меира Агасси»должны были стать также и старые фотокамеры, фотоальбомы, снимки, сделанные неизвестными фотографами, шкатулки, почтовые марки, письма, дневники, ордена, медали, открытки, миниатюры, фарфоровые статуэтки… Большинство этих предметов было приобретено в антикварных лавочках, на блошиных рынках и аукционах. Но на сей раз «Музей Меира Агаси» – это парафразы того, что больше всего повлияло на художника, на его душевные настрои  и на нашу память о нём.

הילה לביב Fire Place_Back

И снова память, а также попытки сохранить семейные легенды, фамильные предания – вот то, что лежит в основе инсталяции Хилы Лавив «Позабыть о прекрасном»: фотографии почти что в реальный размер  старого дома, его интерьеров и сада при нем где-то под Гамбургом… где где-то и когда-то,когда-то, когда-то давно в «утерянном рае» жила большая еврейская семья торговцев, ученых, банкиров, людей культуры. Но на этих фотографиях нет людей – только застрявшие между пластов коллажей воспоминания…

«Позабыть о прекрасном» – это третья, завершающая часть саги, посвященной родовой мифологии, создаваемой художницей в течение последних лет. И на этот раз, в точности как в двух предыдущих выставках этого цикла, Лавив выступает в качестве хранительницы семейной памяти, трактуя воспоминания из коллапса через свой художественный стиль. На стенах развешены старые фотографии из семейных альбомов и лирические тексты, написанные писательницей и редактором Яарой Шхори, вербальное пояснение к картинам остановившегося времени, в которых нет уже людей, а остались только стены.
Традицией  семьи  Лавив были ручные поделки: бабушка Хила научила всех внуков вырезать из бумаги, плести, вязать, рисовать и немало повлияла на желание Хилы стать художницей. А еще в 1917 году  – век с лишним назад – шведская прабабушка Хилы написала для своих детей «Книгу для дождливого дня» о домашних детских рукоделиях. Книга оказалась настолько успешной, что была издана в Швеции и позже переведена на несколько языков. На первой выставке цикла «Позабыть о прекрасном» Хила Лавив воспользовалась и самой книгой и семейными преданиями о ней как триггером для рассказа о семье, раскиданной по всему миру. На сей раз она дополняет свой фоторассказ  безделушками, доставшимися ей от недавно скончавшейся бабушки. Ее выставка – это куда больше, чем рассказанная биография, чем история разметанной по свету семьи; это некое путешествие в другую культуру и осознание того, как возникает желание стать художником, как осознается необходимость сохранить творческое наследие.

איש עם סולם, 2020 , טכניקה מעורבת על בד, 90×120. Фото: Чики Айзенберг

איש עם סולם, 2020 , טכניקה מעורבת על בד, 90×120. Фото: Чики Айзенберг

Творческое наследие… Наследие мастеров мировой живописи и израильской. Йонатан Голд, работам которого отведены два главных зала музея,  подчеркивает, что его картины – это постоянный диалог с художниками. Он также родился в кибуце, его отец был художником и они вместе оформляли праздники в кибуце в стиле социалистического реализма. К тому же художник в кибуце – это почти маляр. Наложите на такую предтечу десятилетие обучения в Европе и получите смесь импрессионизма, «Новых горизонтов», живописи фигуративной и абстрактной, и краски, пигментов,  цветов. Йонатан Голд смешивает их сам – как маляр в ведре, стряхивая кисть… А на дне ведра, под слоем красок – темы, детские воспоминания, старые идеи, новые веяния, случайные сцены. Сочетание личного и общественного в серии работ «Приемная комиссия», где беззащитные одиночки обнажены перед равнодушной стаей облеченных властью. «Оттенки», «Купальщицы», «Группа»   – во всех сериях своих работ Йонатан Голд выходит за общепринятые рамки, развенчивает окутанные ностальгией мифы и смотрит на действительность критическим взглядом.

יוני גולד, ללא כותרת, (שתי בנות וגבר), טכניקה מעורבת על בד, 19070, 2021

יוני גולד, ללא כותרת, (שתי בנות וגבר), טכניקה מעורבת על בד, 2021 Фото: Чики Айзенберг

****

Музей «Мишкан ле-Оманут» в кибуце Эйн-Харод. «Душевные настрои».
Экскурсии по выставкам (без дополнительной оплаты) на иврите проводятся по четвергам и пятницам в 11.00. В субботу, 11 сентября, в 12:00 на выставке пройдет встреча с Ноа Раз Меламед. 

Сайт музея – https://museumeinharod.org.il/
Страница Музея в фейсбуке на русском языке – https://www.facebook.com/MishkanLeOmanutEinHarod

Маша Хинич. Все фотографии и иллюстрации предоставлены музеем «Мишкан ле-Оманут» в кибуце Эйн-Харод.

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top