Интервью

“Хоровое пение – это дивный мир”. Интервью с Ювалем Бен-Озером, основателем и руководителем Израильского вокального ансамбля

Верхний снимок – гала-концерт по случаю 20-летия Израильского вокального ансамбля. Фото – Дорон Овед

Израильский вокальный ансамбль (художественный руководитель и дирижер Юваль Бен-Озер) отмечает в этом году 25-летие. В связи с юбилеем мы побеседовали с Ювалем Бен-Озером, а также воспользовались этим поводом, чтобы подробнее поговорить о новой программе ансамбля, первый из четырех концертов которой будет представлен слушателю в начале ноября.

 

C чего началась история ансамбля?

– Я основал его в 1993 году, после того, как «Камеран», единственный профессиональный вокальный ансамбль, прекратил свое существование, как это почти всегда бывает, по причинам экономического свойства. Я успел поработать в «Камеране» всего год, вернувшись в Израиль по окончании учебы в университете Индианы, США.

Мне было очень важно, чтобы в нашей стране существовал ансамбль, каких очень много на радиостанциях в разных странах,  и которые всегда составляют люди с прекрасным академическим музыкальным образованием, профессиональные музыканты, а не певцы-любители. В то время в Израиле о певцах думали так – ну поет, но это же не основная его профессия… И вот в 1993 году я создал ансамбль вместе с очень профессиональными певцами, из числа своих знакомых. Мы работали целый год без зарплаты… А через год нас пригласили выступить с концертом в Тель-Авивском музее искусств, критика была превосходная, и с тех пор ансамбль стал расти, спустя год мы уже начали получать небольшие бюджеты от государства, с годами они росли, через два года мы поехали за границу, участвовать в престижном международном конкурсе, затем еще и еще…

 

– И как вы поначалу выживали?

– Выжили, как видите. Делали миллион других вещей… Но вот пришло время, когда мы победили в трех международных конкурсах – на Мальте, в Испании и Бельгии. Нас стали много приглашать с выступлениями, и в Израиле мы стали очень известны, так что прорыв произошел.

 

­– Сколько участников было в вокальном ансамбле вначале?

– Нас было 8 человек, но очень быстро стало 12.

Израильский вокальный ансамбль. 

­– А сегодня?

– Сегодня нас 22-24 человека, это камерный ансамбль. Мы существуем 25 лет, это был длинный и сложный путь, но сегодня мы считаемся самым профессиональным ансамблем такого рода. Должен отметить, что область, в которой мы работаем, необыкновенно увлекательна и ансамблю приходится решать много трудных задач.

 

– Простите за такой вопрос, но не спросить не могу – как много «русских» музыкантов в вашем ансамбле?

– Всегда были один-два  новых репатрианта. Сегодня, во втором поколении, когда акцента уже практически не существует, мы знаем об этом только по имени музыканта – о том, что, быть может, он родился здесь в семье новых репатриантов, или приехал в очень юном возрасте.

 

– Музыка, которую исполняют вокальные, хоровые коллективы, будто бы считается «младшей сестрой» классической инструментальной музыки. Поспорите ли вы с таким заявлением?

– Думаю, что вокальному ансамблю в Израиле, действительно, тяжелее соперничать с таким, к примеру, концертом, когда «Весну священную» исполняет симфонический оркестр из двухсот музыкантов, которым дирижирует Зубин Мета – это невероятное впечатление…

 

– С другой стороны, тот, кто путешествовал, к примеру,  по Грузии и слушал там  чарующее хоровое пение, никогда его не позабудет…

– Не только в Грузии. Вся западная христианская культура содержит в себе множество хоровых вокальных произведений. Недавно скончавшийся Ноам Шериф, известный израильский композитор, лауреат Премии Израиля, признался мне в беседе, что после стольких лет занятий музыкой, сочинения ( а он писал музыку более 60-ти лет), он пришел к выводу, что самым чистым, самым лучшим инструментом является человеческий голос.  Ничто не может с ним сравниться! Ноам Шериф никогда не писал музыку для вокального исполнения. И вот он написал Мессу, которая исполняется 30 минут, для исполнения а капелла, в которой используются тексты из христианских источников и еврейские молитвы. Он написал эту мессу специально для нас, она вышла в очень известном музыкальном издательстве Peters с посвящением нашему коллективу.

Израильский вокальный ансамбль и Йони Рехтер. Фото – Дорон Овед

Мы стремимся исполнять музыку разнообразную, не только старинную и не только современную, но разнообразить репертуар насколько это возможно. В такой маленькой стране, как наша, ты не можешь находиться в одной только нише, к тому же и меня, и певцов интересует самая разнообразная музыка. Мы сотрудничали с Ноамом Шерифом, сотрудничаем с  Йони Рехтером, Шломи Шабаном, не так давно сыграли Реквием Форе вместе с оркестром «Камерата». Такая концертная деятельность, конечно, требует от нас гибкости, понимания стилей…  Наши программы частично исполняются а капелла, частично – в сопровождении оркестра, или небольшого камерного инструментального коллектива.  Так что хор это нечто очень особенное, необыкновенное, в нем есть некая чистота, ясность, но эта музыка требует от слушателя чуть большего усилия, воображения.

 

– Вы говорите, что за 25 лет существования ансамбля вы очень выросли, можете ли вы сказать то же о своем слушателе? Вырос ли он за эти годы вместе с вами?

– Конечно. Быть может, не настолько, насколько бы нам хотелось.Профессионализм ансамбля очень вырос, если сравнивать с началом. Изменились и стандарты, конечно. Артур Рубинштейн когда-то заметил, что, если бы он сегодня (на то время) поступал в консерваторию, вряд ли бы справился с экзаменами. Сегодня эти стандарты стали еще выше. Поэтому музыканты просто обязаны все время становиться лучше. Что касается публики, слушателя, то тут немного другие процессы. И постоянно идет некая «борьба» за слушателя, попытка его заинтересовать. К примеру, мы придумали программу, когда квартет певцов переходит от одной картине к другой – в Музее Тель-Авива, и поет произведения, связанные с этими картинами, будь это абстракция или пейзаж… То есть, постоянно ищем новые формы работы со слушателем. К тому же согласитесь, не 90 и не 80 процентов людей читают хорошую литературу и посещают концерты классической музыки, гораздо меньше. Так что не нужно слишком переживать из-за того, что этот жанр изначально уступает поп-культуре или кино. Но наш ансамбль развивается и увлекает за собой слушателя вперед, к лучшему качеству, профессионализму.

Юваль Бен-Озер. Фото – Дорон Овед

– Вы обращаетесь и к юным слушателям – детям, молодежи? Поскольку, как правило, классическая музыка привлекает более взрослую аудиторию.

– Я бы сказал, что это касается любой области «воспитания чувств». И, если в детстве человек никак не соприкасался с классической музыкой, ему очень тяжело прийти к ней в зрелом возрасте. У нас есть музыкальный спектакль «Итамар встречает зайца», по рассказу Давида Гроссмана, на прекрасную музыку Йони Рехтера. Могу ли я с уверенностью сказать, что дети, которые приходят на этот спектакль, останутся любителями классической музыки и во взрослом возрасте? Не знаю, но они наверняка будут открыты культуре. Ансамбль в первую очередь адресуется взрослой аудитории, но, конечно, мы думаем и о юных слушателях, это важно.

 

– Хотела бы отдельно поговорить о программе концертов предстоящего сезона. Каждый из четырех концертов – необыкновенное сочетание самой разной музыки…

– Это наше направление – разнообразие. Чтобы было оригинально, разнообразно, иначе. Но то, что их объединяет – обязательный высокий профессиональный стандарт. Например, первый концерт программы это псалмы, песнопения. В Израиле в последние годы очень вырос интерес к этому музыкальному жанру – это религиозное пение не канонических текстов  в отличие от литургии. Это религиозные тексты, которые не являются частью ТАНАХа или какой-либо другой священной книги, а были сочинены гораздо позже. Мы очень особенная страна, в которой живут выходцы из огромного количества «источников», стран исхода, и эти евреи по всему миру сочиняли мелодии на фрагменты молитв… Так вот, это направление сейчас очень развивается – в основном среди выходцев из стран Северной Африки, стран Запада, как будто долгое время эта музыка была заперта в шкатулке и вот вырвалась наружу – в отличие от хасидских напевов Восточной Европы, которые жили и развивались. Многие певцы обратились к этой музыке – ее поют Дуду Таса, Йорам Гаон. И мы тоже решили за него взяться, и для этой цели заказали адаптации – для хорового пения, и начали работать с очень известной в этой области певицей – Морин Нехедар, ее бабушка репатриировались из Ирана, и Морин случайно обнаружила кассеты с записями, где поет ее бабушка. Сама Морин – выпускница музыкальной Академии, получила классическое музыкальное образование, и эти песни ее очаровали. Она начала сама писать музыку, по мотивам персидских, иранских еврейских мелодий, и очень преуспевает на этом поприще.

В нашей программе нашли место разные песнопения – грузинских, марокканских, египетских евреев, мы хотим создать целый веер этих псалмов. Интересно, что хор происходит из западной культуры. Музыке восточной – как Ближнего Востока, так и азиатской – не свойственно многоголосье, как правило, это один голос, или несколько, поющих вместе. Чтобы создать многоголосье для восточной мелодии требуется очень большое мастерство и усилие, и в этом концерте наша цель именно такая – создать хоровое исполнение восточного псалма.

Морин Нехедар. Фото – Илан Басор

Вторая программа основана на произведениях Монтеверди, величайшего композитора эпохи барокко в Италии. В конце жизни он написал большой свод музыкальных произведений, который назвал «Духовный лес», в него вошли как мелодии, написанные на религиозные тексты, так и другие, и это дивная музыка. Ее нечасто исполняют, мы пригласили для этого дирижера из Германии, Стивена Слоана. Это настоящий шедевр Монтеверди, написанный для хора.

В отличие от музыкальных произведений, которые пишут для оркестра, те, что пишут для хора, гораздо короче. К примеру, симфония Моцарта – 30 минут, симфония Малера – 70 минут. Поэтому, когда я составляю свою программу, то не хочу, чтоб она была «рваной», и мы, как правило, строим ее вокруг какой-то определенной темы или композитора,  чтобы у слушателя возникло ощущение цельного музыкального вечера. В третьем концерте центральным произведением является месса Дворжака, очень романтичная музыка XIX столетия. И рядом – «Богемская рапсодия» Фредди Меркюри, который думал, очевидно, о том же, но их разделяют полтора века, и здесь же – «Моравские дуэты», тот же регион, прекрасная классическая музыка, в которой уже появляются народные мотивы – это как раз то время, когда композиторы стали использовать народную музыку в своих произведениях. Возьмите хоть Россию – прекрасный пример тому – Мусоргский.

А четвертый концерт это совсем что-то особенное. Самое красивое когда-либо написанное произведение для хора, по крайней мере, из тех, что я знаю – французского композитора Пуленка. Когда я услышал его впервые, я плакал. Пуленк жил и творил во время Второй мировой войны, и написал немало произведений, связанных с ней – на тексты поэта Поля Элуара. Это произведение носит название Figure Humaine, что означает – человеческий образ…

 

 – Я искала в разных источниках, и на русский его переводят, как «Человеческий голос», хотя, мне кажется, это не совсем точно…

– Что ж, я думаю, ближе – человеческий дух. Это очень сложное для исполнения произведение – для двенадцати голосов, и лишь только один ошибается, слушатель сразу слышит фальшь.

 

 – Наверное, речь идет об очень подготовленном слушателе…

– О, вы ошибаетесь. Мы слышим гораздо лучше, чем нам кажется…  Так или иначе, последняя часть Figure Humaine Пуленка, которая, на мой взгляд, самая эмоциональная, продолжается 6 минут, и вся эта часть, все шесть минут, состоят из перечисления различных мест – «на каждом дереве, на каждом доме, на каждом столе» и так далее… И последним аккордом – «будет написано слово «LIBERTE»! То есть, на протяжении шести минут ты ждешь, и ждешь, и ждешь,
и в конце… я взволнован, даже когда пересказываю это вам.

Если вспомнить, что это произведение было написано в оккупированной Франции, где о свободе можно было только мечтать, то это только добавит остроты этому чувству. Мне кажется, это произведение никогда не исполняли в Израиле, поскольку оно необычайно сложное. Даже очень профессиональные европейские хоровые коллективы исполняют его редко, оно требует многочисленных репетиций. В то время как слушатель наслаждается его полетом и гармонией.

Израильский вокальный ансамбль на фестивале в Абу-Гош

– Я бы хотела задать вам несколько вопросов, не связанных с ансамблем, поскольку прочитала о вас нечто, что очень меня заинтересовало – кроме концертной, дирижерской деятельности, вы часто выступаете с лекциями, которые к музыке не имеют, казалось бы, никакого отношения. Вы переносите опыт дирижирования на общую модель лидерства, руководства, и эти лекции очень востребованы во многих странах.

– Да, я занимаюсь этим уже более 20 лет. По правде говоря, это началось случайно, но так мне понравилось, что я серьезно погрузился в эту тему, начал ее изучать. Занятия классической музыкой являются прекрасной метафорой того, как действует любая организация: у вас есть команда профессионалов, которая работает вместе над созданием продукта, который потом предлагается публике. Есть четкая иерархия. С этой точки зрения, возможно, симфонический оркестр – классическая модель цивилизованного западного общества. Весь процесс создания – от первой читки нот произведения, которое предстоит исполнить, до представления музыки слушателю, то есть непосредственно концерт – весь этот процесс происходит у вас на глазах. Это редкость. Ведь обычно продукт производят в одном месте, продают, или распространяют в другом, потребляют – в третьем, и выражают свою реакцию на этот продукт – еще в одном месте. Что касается концерта, то весь процесс происходит в одном месте – от начала исполнения, до реакции слушателей, и это место – концертный зал, и этот процесс очень визуален. Зритель наблюдает за дирижером, у каждого из которых свой стиль. Да, это может служить отличной визуальной моделью лидерства и процессов, происходящих в других организациях. Меняются и времена. Дирижеры-диктаторы уходят в прошлое, так же, как уходят в прошлое руководители-диктаторы. Они еще встречаются, но все реже. Сегодня меняется стиль руководства – если ты хочешь собрать в своей команде отличных специалистов и использовать их лучшие качества и умения, то должен дать им определенные степени свободы, и не быть единоличным начальником, ведь тогда они не раскроются. Двадцать лет назад все было иначе, пятьдесят лет назад тем более.

На выставке “Экспо” в Милане в Италии. Фото — Мишель Мичильни

–  Диктаторские замашки уже не подходят руководителю современного типа?

– Классический пример – Стив Джобс, который был невыносим. Но таких примеров все меньше. Сегодня каждый хороший руководитель знает, что каждый из его работников в своей области понимает лучше него. Так же, как дирижер не может играть на разных инструментах так хорошо, как его музыканты. Но он и не должен играть вместо них, он должен хорошо знать, чего от них требовать и понимать их возможности. И чем больше он оставит им свободы и возложит на них ответственности, тем больше сам он сможет освободиться для занятия музыкой. И то же самое очень верно в отношении любого руководителя. Я действительно много читаю лекций на эту тему, эта тема очень интересна многим людям, а мне интересна такая деятельность,

поскольку это очень в моем характере – разнообразные занятия, и общение с разными людьми. В юности я писал музыку, но когда получил музыкальное образование, осознал, что я совершенно не могу находиться один, мне это скучно. Мне нужны люди рядом со мной.

Хоровое пение, которым я занимаюсь все эти годы – дивный мир. Завидую тому, кто еще не знаком с ним, я очень рекомендую прийти на такой концерт, слушатель не будет разочарован. Все исследования последнего времени указывают на то, что люди все меньше покупают товары, и все больше услуги, и главное – впечатления. Люди меньше вкладывают в одежду и больше – в путешествия. Это то, что с тобой остается. И то, что мы делаем – из того же ряда, то, что заставляет людей улыбаться или грустить.

Интервью взяла Лена Лагутина

******

Израильский вокальный ансамбль. Фото – Нив Шимон האנסמבל הקולי הישראלי. צילם ניב שמעון

IVE – Израильский вокальный ансамбль – мало известен русскоязычной публике, а между тем этот интереснейший коллектив, исполняющий музыку как старинную, так и современную, был образован в 1993 году и его бессменным музыкальным руководителем является Юваль Бен-Озер, сформировавший увлекательный репертуар IVE и добившийся бескомпромиссного качества исполнения.

Израильский Вокальный Ансамбль давно и прочно занял место ведущего камерного хора в Израиле. IVE состоит из профессиональных певцов-солистов, выступает в лучших залах и на фестивалях в Израиле, участвует в сериях концертов с ведущими оркестрами страны и добился признания у слушателей, у музыкантов-профессионалов и у критики. Вокальный камерный репертуар ансамбля включает музыку от средневековья до современности и авангардных произведений и записи саунд-треков к кинофильмам. Израильский Вокальный Ансамбль выступает с ведущими оркестрами страны, включая Израильский Филармонический оркестр, Израильскую Камерату, Иерусалимский симфонический оркестр, Камерный Кибуцный оркестр Нетании, и практически на всех вокальных фестивалях, включая фестиваль в Абу-Гош. Много раз музыканты были удостоены высших призов престижных международных конкурсов – на Мальте, в Бельгии и Испании, принимали участие в музыкальных фестивалях в Португалии, Германии, Франции, Люксембурге, Сардинии, Словении и других странах.

Гала-концерт по случаю 20-летия Израильского вокального ансамбля. Фото – Дорон Овед

Ансамблем дирижировали такие выдающиеся дирижеры, как Фридер Берниус, Джон Пол, Эндрю Пэррот и Энтони Роули. Ансамбль, состоящий из 17 профессиональных певцов, выступает с концертами в Израиле, Европе, Азии, как с собственной программой, так и с ведущими оркестрами нашей страны.

Сам же Юваль Бен-Озер – дирижер и музыкальный руководитель Израильского Вокального Ансамбля – один из выдающихся израильских хоровых дирижеров. Выпускник Академии музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме, обладатель степени магистра дирижирования Музыкальной академии Университета Индианы в США, Бен-Озер дирижировал всеми крупными оркестрами в Израиле, а в качестве приглашенного дирижера выступал во Франции, Германии, Италии и Аргентине. Он работал со всеми основными оркестрами страны, а также с оркестрами в Европе и Южной Америке. Хоры под его управлением выступали вместе с оркестрами под управлением величайших дирижеров мира – Зубина Меты, Джейма Ливайна, Даниэля Баренбойма, Антонио Папано, Даниэля Орена и Джузеппе Синопли. Юваль Бен-Озер также является музыкальным руководителем хора «ха-Кибуц ха-Арци» и ведет программу на радиостанции «Коль ха-Музика», посвященную хоровому пению. Юваль Бен-Озер также – музыкальный руководитель новой вокальной серии Симфонического оркестра Ришон ле-Циона.

Бен-Озер концертировал на всех самых крупных концертных площадках Израиля, начиная с Центра сценических искусств и Тель-Авивского музея изобразительных искусств, он многократно участвовал в Фестивале Израиля в Иерусалиме, Музыкальном фестивале Верхней Галилеи и др. Дирижера часто приглашают на европейские и американские музыкальные конкурсы в качестве члена жюри. Юваль Бен-Озер также известен, как лектор по вопросам лидерства и командной работы на примере модели дирижера оркестра.

Уже в первые годы своего существования IVE завоевал прочную репутацию одного из ведущих хоровых коллективов страны, покорив слушателя неизменно высокими стандартами исполнения. В основе идеологии коллектива – распространение израильского музыкального искусства, как за рубежом, так и в нашей стране, и привлечение самой широкой аудитории к вокальному исполнительскому искусству. Большое внимание израильский вокальный ансамбль уделяет образовательным программам для детей, в его репертуаре – концерты для детей и юношества.

«Итамар встречает кролика» – детская опера Дэвида Гроссмана и Йони Рехтера. Фото – Дорон Овед

Программа ближайшего – 2018/19 – сезона также необыкновенно насыщенна и разнообразна. Вот только несколько ее концертов:

  • Брамс и Пуччини: концертная серия с Нетанийским киббуцным оркестром подуправлением маэстро Кристиана Линдберга (Швеция),
  • «Испанские ночи» – концертная серия романтической сентиментальной музыки на стихотворения на испанскомязыке,
  • «Северный свет» – музыка из Скандинавии: концертная серия под управлением дирижера из Норвегии Томаса Каплина,
  • Серия концертов, посвященная столетию со дня рождения Леонарда Бернстайна,
  • «Реквием» – вместе с оркестром Израильская Камерата под управлением маэстро Оливера Ванера (Германия),
  • «Итамар встречает кролика» – детская опера Дэвида Гроссмана и Йони Рехтера

 

Абонементная же программа ближайшего сезона такова (концерты пройдут в Центре сценических искусств Раананы и Тель-Авивском музее изобразительных искусств):

Концерт 1
Литургия (пиюты)
Израильский вокальный ансамбль выступит вместе с композитором и певицей Морин Нехедар – оригинальные обработки музыки и песен евреев Марокко, Грузии, Ирана, Египта и других стран, совместное исполнение классического хора и фолк-певицы обещает доставить удовольствие подлинным любителям музыки.
Дирижер: Юваль Бен-Озер
Гитара: Юваль Герштейн
Перкуссия: Ишай Афтерман
3/11/2018 20:30 – Тель-Авивский музей искусств

Концерт 2
Клаудио Монтеверди. «Нравоучительный и духовный лес»
Selva morale e spiritual
Израильский вокальный ансамбль в сопровождении ансамбля музыкальных инструментов эпохи барокко.
Приглашенный дирижер – Стивен Слоун
За 27 лет чрезвычайно плодотворной деятельности в Венеции, Клаудио Монтеверди написал великое множество религиозных музыкальных произведений – мессы, мадригалы, гимны, мотеты и магнификаты.

Дирижер Стивен Слоун

В 1640 году, за три года до смерти, Монтеверди выпустил самую значительную коллекцию религиозных произведений «Нравоучительный и духовный лес». Израильский вокальный ансамбль представит слушателю жемчужину творчества величайшего итальянского композитора эпохи барокко. За дирижерским пультом – Стивен Слоун, главный дирижер симфонического оркестра Бохума.
27/12/2018 20:30 Центр сценических искусств, Раанана
29/12/2018 20:30 Тель-Авивский музей искусств

Концерт 3
Праздник вокальной музыки. Великолепная «Богемская рапсодия» незабвенного Фредди Меркьюри, «Моравские дуэты» Антонина Дворжака и, наконец, прекрасная месса великого чешского композитора, проникнутая народной музыкой и отражениями волшебных пейзажей Богемии, его родины. Дирижер Юваль Бен-Озер. Месса ре-мажор будет исполнена в оригинальной версии для органа, хора и четырех солистов.
19/02/2019 20:30 Центр сценических искусств, Раанана
25/02/2019 20:30 Тель-Авивский музей искусств

Концерт 4
«Колокола свободы»
Многие поклонники хоровой музыки считают, что Figure Humaine Фрэнсиса Пуленка – самое красивое произведение, написанное для хора в 20 веке. Пуленк написал «Человеческий голос» в конце Второй мировой войны на стихи Поля Элуара, как гимн человеческой свободе и победе над тиранией. Это прекрасное произведение очень редко исполнялось в Израиле и будет впервые исполнено израильским хором. Наряду с шедевром Пуленка прозвучат и другие музыкальные произведения, которые выражают силу человеческого духа и состояние души. Афро-американский соул, французские народные песни Пуленка и песни Жоржа Мустаки.
Дирижер – Юваль Бен-Озер
13/06/2019 20:30 Центр сценических искусств, Раанана
15/06/2019 20:30 Тель-Авивский музей искусств

Дополнительная информация, приобретение билетов и абонементов
по тел.077-201-9573 или на сайте www.nive.co.il
Стоимость абонемента на четыре концерта в Тель-Авивском музее изобразительных искусств: 320-360 шек.
Стоимость абонемента в Центре сценических искусств Раананы: 270-320 шек.
Сайт ансамбля – www.nive.co.il.
Послушать записи выступлений IVE можно на канале Израильского Вокального Ансамбля в Youtube – https://www.youtube.com/user/TheNIVE1
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/TheNewIsraeliVocalEnsemble

Фотографии предоставлены пресс-службой IVE

 

 

1 Comment

1 Comment

  1. Boris Mesh

    29.10.2018 at 05:33

    Потрясающее интервью! Браво!

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top