fbpx
Балет

Интервью с директором, а не диктатором. Владимир Досаев рассказывает о балете и об Анне Жирардо

Маша Хинич

В 20-х числах ноября 2018 года в Израиле будет показан балет «Баядерка», поставленный хореографом Юрием Клевцовым в Челябинском Государственном Академическом Театре Оперы и Балета. «Баядерка» в Израиле не ставилась никогда, никогда не показывалась и силами гастролеров. Так что подстегиваемая любопытством, ажиотажем и желанием увидеть одну из самых знаменитых сцен балетной классики – «Танец теней», я отправилась на интервью  в Челябинск. Шесть часов полета и вот уже сам Владимир Досаев, директор театра, угощает чаем в своем кабинете, и мы тут же вспоминаем, что были шапочно представлены друг другу, когда Досаев и возглавляемый им тогда Магнитогорский театр драмы имени Пушкина привозили в Израиль спектакль «Гроза» по Островскому.

 

 

Здание Челябинского Театра Оперы и Балета

– Тот приезд в Израиль был в 2011-м году, а через два года, в 2013-м году я переехал из Магнитогорска в Челябинск, после того как проработал в Магнитогорске больше 20 лет.

– И добились там потрясающих успехов, ваша «Гроза» получила все призы…
– Да, с «Грозой» мы объездили полмира, были и в Израиле, и в Чили, и в Корее, почти во всех странах Европы. В Магнитогорске мы проводили четыре  крупных фестиваля, в том числе один из самых известных драматических «Театр без границ» (а также кинофестиваль мелодрамы «Хрустальная слеза», фестиваль современного искусства «Другая реальность» и фестиваль «Шедевры классики» – М.Х.). К сожалению, с моим уходом он закрылся.

– Почему он прекратил свое существование?
– Потому что многое зависит от людей, от их энергии, от умения брать на себя обязательства и выполнять их, от умения искать спонсоров, источники финансирования. И от умения  вызывать доверие. Мне доверяли. Люди приезжали к нам с Камчатки, из Калининграда, Кавказа, вся территория России была охвачена.

– При этом у вас педагогическое образование и, насколько я могу судить за два дня знакомства, прекрасное чувство юмора, иначе управлять такой махиной, как театр в 500 человек, невозможно.
– Директор театра – не только организатор, но и воспитатель. Это я не лозунгами говорю, а оцениваю реальность. В театре многое построено на взаимопонимании, на человеческом отношении, на умении выслушать, согласиться или не согласиться и без чувства юмора здесь не обойтись. Я стараюсь не вмешиваться в творческий процесс. Есть директора – диктаторы, но это не я.

– В вашем театре работает сегодня 500 человек. Как управлять такой махиной? Это   такой  же завод, как знаменитый Челябинский Тракторный.
– Точное сравнение. Когда я переезжал из Магнитогорска в Челябинск, мне мой коллега говорил: «Ну что, на завод идешь трудиться?». Я спросил: «Почему на завод?». Он ответил: «Приедешь – узнаешь». Есть цех – один, второй, третий, четвертый… Сейчас правда названия поменялись.

Владимир Досаев – фото Андрей Голубев

– Я пробиралась в ваш кабинет сквозь закулисье – там все работают, все что-то делают, стучат молотками, поют, репетируют… Конкретно в вашей директорской функции есть творческое начало или вы только организатор?
– Есть две схемы:   художественный руководитель и  исполнительный директор, и вторая: первое лицо директор, а второе – художественный руководитель. Художественный руководитель театра – Евгений Волынский, мы с ним успешно работаем четыре года, без творческого начала это невозможно.  Поэтому я участвую во всех обсуждениях будущих постановок, в переговорах со сценографами, балетмейстерами, ставлю последнюю подпись на макетах, на эскизах костюмов. В конечном счете, вся ответственность за спектакль лежит на директоре театра.

 – Вы можете наложить право вето?
– Да но пока это сделал один раз: за два дня до премьеры настоял, чтобы некий спектакль шел в два акта, а не в три.

 

– Вы добились подписания договора с Большим театром. Впервые за последние 15 лет Большой театр организовал выезд на гастроли оперного спектакля в один из городов России. И это будет опера «Богема» в  Челябинске,  в вашем театре.
– Мы давно знакомы с Владимиром Уриным, генеральным директором Большого театра. Год назад я напомнил ему, что после Второй мировой войны Большой театр помогал театру Челябинскому, даже костюмы сохранились. И возникло предложение подписать договор о сотрудничестве между двумя театрами. Большой театр передает нам декорации, костюмы, приезжает к нам на гастроли. Приезжают хормейстеры, балетмейстеры, которые  работают с нашим балетом, с нашими солистами и с нашим хором. Наши специалисты также выезжают на стажировку в Большой театр. Скоро будет премьера уже в исполнении нашего коллектива.

– К вам едет Большой театр, а вы, тем временем, объездили с гастролями множество стран, всю Францию, насколько я знаю.
 -Раньше театр  ездил мало, существовали различные сложности, в том числе и финансовые, но постепенно мы начали эту ситуацию исправлять: вывезли два оперных спектакля на фестиваль в Бангкок, наш оркестр аккомпанировал Берлинскому балету. Два года назад мы были с оркестром в Сеуле. Недавно договорились с представителями Кореи, что в мае 2019 года проведем у них шесть концертов – из них два концерта в новом филармоническом зале, одном из лучших в мире. А с балетом мы выезжали и в Китай в  месячное турне по Германии. Потом познакомились с французским продюсерским центром «Франсконцерт». Начинали с одного спектакля – «Щелкунчик», затем сделали две совместных постановки – «Болеро» на музыку Равеля и в прошлом году- «Кармину Бурана» с балетом,  хором и солистами. Кроме этого, благодаря «Франсконцерт», у нас был 120-дневный тур по всем странам Европы. Уже есть планы на 2019-й и 2020 год.

-А «Баядерку» вы вывозили в Европу?
– Только в Париже прошли  шесть спектаклей «Баядерки». А в Израиль мы прилетим из Италии, где у нас пройдут большие гастроли со спектаклем «Пахита» на музыку Эдуара Дельдевеза, Минкуса и Рикардо Дриго в рамках «Русских сезонов» – мероприятий года культуры России в Италии по соглашению, подписанным правительствами обеих стран. В России сейчас есть три полноценных «Пахиты» – в Мариинском театре, в Екатеринбурге и у нас. Итальянская сторона выбрала именно наш театр, и мы танцуем со своими солистами в Генуе, в Пизе, в Камоле, в других городах – и оттуда приедем в Израиль.

– Как в ваш театр пришел хореограф Юрий Клевцов, поставившей «Баядерку» для вашей труппы?
– В театре постоянно кто-то приходит, кто-то уходит. Закончился контракт с прежним главным балетмейстером. А Клевцов завершил в то время свой контракт в Ростове – я пригласил его на переговоры, и вот он у нас уже восемь сезонов за исключением одного года, когда уезжал в Москву, в Большой театр репетитором.

– Расскажите о вашей приме Татьяне Предеиной.
– Татьяна Предеина– знаменитая балерина, ученица Екатерины Максимовой. Сейчас она – наш репетитор, за плечами у нее – московская балетная школа, она народная артистка, лауреат всех наград и призов. В Челябинске проходил фестиваль «Татьяна Предеина приглашает»,  а сейчас мы проводим фестиваль имени Екатерины Максимовой, ее педагога. Фестиваль развивается, и если раньше на него приезжали отдельные солисты, то сейчас целые коллективы.

 – В прошлом году на этот фестиваль приезжал Иерусалимский балет Нади Тимофеевой…
 – И прекрасно выступил. А сейчас  дети из школы Нади Тимофеевой примут участие в спектаклях «Баядерки» в Израиле. В прошлом году у нас был большой фестиваль, был коллектив из Италии, был Шанхайский балет, впервые приехавший в Россию.

– Фестиваль имени Екатерины Максимовой посвящен только классическому балету?
– Нет, итальянцы привозили современный балет. В следующий год на фестивале будет Большой театр с «Копелией», будет французский балет, а наш театр, вероятнее всего, подготовит премьеру балета «Анна Каренина».

– В Челябинске немало театров, музеев, есть театральные, музыкальные и джазовые фестивали, филармония. Ваш «Уральский диксиленд» участвовал в октябре в международном джазовом фестивале в Ашдоде. Наш замечательный композитор и пианист Вячеслав Ганелин – в вашем, также международном фестивале «Джаз на большом органе», руководитель которого, Владимир Хомяков, вскоре  приедет в Израиль и даст концерты в Иерусалиме и в Зихрон-Яакове. В городе есть не только заводы и проблемы с транспортом и экологией…
– Не только, но музыкальный театр в городе один – наш Театр Оперы и Балета, поэтому, помимо спектаклей, мы обязательно раз в месяц даем симфонический концерт силами нашего оркестра, ставим и оперетты. Мы – синтетический театр, впитавший все виды музыкального искусства. В Челябинске есть  также драматический театр со своей давней историей. Кроме этого, есть Молодежный театр; очень известный Театр кукол, неоднократно становившейся  победителем фестиваля «Золотая маска»; Камерный драматический; театр «Манекен». Много гастролеров, эстрады, каждый день проходят по два-три концерта.

– Я заметила рядом со зданием театра Школу искусств.
– Да, у нас есть и музыкальные школы, а еще  мы открыли при Южно-Уральском государственном институте искусств имени П. И. Чайковского хореографический факультет и готовим там артистов балета для нашего театра. Первые три года они занимаются в институте и еще четыре года здесь, в театре. Всего – семь лет обучения. Сейчас мы также  при театре при поддержке спонсоров открыли детскую студию вокала. Если в мюзикле или  в опере поют дети, то это дети из нашей студии.

?

– Это и есть преемственность, вы сами воспитываете своих артистов.
– У нас есть стажерская группа. Есть два соответствующих вуза, студенты которых приходят к нам, участвуют в спектаклях, некоторые дорастают и попадают в труппу.

– Мы подбираемся к финалу,  а вы еще вначале пообещали мне историю об Анне Жирардо.
– Помните такого режиссера Валерия Ахадова, поставившего фильм «Кто поедет в Трускавец»? Вообще-то он поставил много фильмов  и был главным режиссером в Магнитогорском театре драмы в те годы, когда мы проводили там большой кинофестиваль. Валерий Ахадов перед этим снимал  Анни Жирардо в главной роли в фильме «Руфь»,  и потому возникла идея пригласить ее на   кинофестиваль мелодрамы «Хрустальная слеза», где она и Джигарханян были со-председателями. Мы ей тогда еще устроили экскурсию по металлургическому комбинату.
У Анни Жирардо был моноспектакль «Мадам Маргарет», который  восстановил  Валерий  Ахадов в театре в Магнитогорске, и потом, после премьеры у нас, на Южном Урале,  она его показывала и во Франции,  по России, и в Челябинске, и в Москве, где на спектакль приходил Горбачев. Полный  аншлаг, несмотря на то, что она  играла на французском.  Такой был удивительный период жизни с ней. А потом девушка – француженка, которая ей помогала,  четыре года работала в Магнитогорском театре, выучила русский, но, вышла замуж и уехала в Париж. Я был позже в Париже, мы все встретились. Вот такая жизнь – всё закручено, как в театре…

****

С 22 по 27 ноября впервые на сценах Израиля будет показана «Баядерка» -классика прошлого, живущая и сегодня. «Времена меняются, а чувства, любовь и ревность остаются неизменными. В «Баядерке» красивейшая музыка Минкуса, в нем много волшебства и страсти, знаменитейший «Танец теней». Этот спектакль о чувствах – а значит, о нас с вами» – говорит хореограф Юрий Клевцов, поставивший «Баядерку» на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И.Глинки в 2014-м году.

Именно в постановке Юрий Клевцова и художника-сценографа Дмитрия Чербаджи Челябинский театр, история которого насчитывает 63 года, привозит в Израиль в ноябре этот шедевр Мариуса Петипа (200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году), один из главных его «императорских балетов», в основе либретто которого – романтическая баллада Гёте «Бог и баядерка» и сложный философский древнеиндийский трактат «Шакунтала». В гастролях в Израиле участвуют звезды московского Большого театра прима-балерина Юлия Степанова и премьер Большого театра, заслуженный артист России Михаил Лобухин.

«Баядерка» Людвига Минкуса и Мариуса Петипа в полной оригинальной сценической версии – ярчайшая постановка, декорации ручной росписи, костюмы «от кутюр», древнеиндийская драма и баллада Иоганна Вольфганга Гёте – в ноябре в четырех городах страны. Не пропустите первую и столь редкую возможность увидеть этот великий балет, по сей день остающийся непревзойденным шедевром, в Израиле.

Сайт Челябинского Государственного Академического Театра Оперы и Балета им. М.И.Глинки  – http://www.chelopera.ru

Страница мероприятия – https://www.facebook.com/events/267332657393778/
Заказ билетов: «Браво» (*3221) https://bravo.israelinfo.co.il/announce/60283
«Eventim» (*9066) https://www.eventim.co.il/labayadere.

22 ноября, 2018, четверг, Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», 20:30
23 ноября, 2018, пятница, Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», 13.00
25 ноября, 2018, воскресенье, Хайфа, «Аудиториум», 20:30
26 ноября, 2018, понедельник, Беэр-Шева, Центр сценических искусств, 20:30
27 ноября 2018, вторник, Иерусалим, «Театрон Иерушалим», зал «Шеровер», 20:30

Продюсер: Роман Рабинович. Фотографии  (© Андрей Голубев) предоставлены организаторами гастролей

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com