fbpx
Гастроли

«Как это делалось в Одессе»: Евгений Цыганов и рассказы Бабеля

«Беня говорит мало, но он говорит смачно. Он говорит мало, но хочется, чтобы он сказал еще что-нибудь»
Исаак Бабель 

Проект «Линия жизни. Израиль» представляет спектакль «Как это делалось в Одессе» по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Премьера спектакля состоялась в июне 2017 года в лондонском театре The Tabernacle – при содействии лектория Arbuzz Project и фонда «Генезис». Единственное представление в Тель-Авиве – 6 июля, в центре Сузан Далаль. В ноябре этого года пройдут дополнительные гастроли спектакля в различных городах Израиля. В основу постановки легли рассказы Исаака Бабеля из цикла произведений «Одесские рассказы» про одесситов, их уклад жизни и нравы начала 20 века. Проза Бабеля не устаревает и звучит как поэзия даже сегодня. Громкие застолья и кровавые разборки, тихий шантаж и страстная любовь, благородные бандиты и скромные еврейские предприниматели, традиционные устои и смена власти. Одесский колорит со его жаргоном, песнями, законами и беззаконием перенесен со страниц книги Исаака Бабеля «Одесские рассказы» на сцену.

«Как это делалось в Одессе» – это музыкальный спектакль о жизни, нравах и переживаниях одесских евреев в дореволюционное время по мотивам книги Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Герои рассказов – биндюжники, лавочники, бандиты и контрабандисты – тесно связаны между собой и напоминают одну большую шумную семью. В своих рассказах Бабель соединил юмор и трагедию, с легкостью говор о серьезных вещах: любви и ненависти, жизни и смерти, морали и совести.

Живая музыка занимает в спектакле особое место: благодаря контрабасу, трубе, гитаре и бубну в руках актеров зрителю максимально передается изменение настроения и атмосфера спектакля.

«Одесская» проза Бабеля – это, в сущности, поэзия. Поэзия пышных застолий и кровавых разборок, артистического шантажа и страстной любви. Благородные бандиты и живописные лавочники, красные и белые, традиционные устои и ветры революции, евреи и остальные граждане…

Спектакль «Как это делалось в Одессе» создан двумя актерами – Евгением Цыгановым и Дмитрием Высоцким, а их партнерами по сцене выступают композитор и музыкант Михаил Химаков и Дина Бердникова – актриса и основатель проекта Arbuzz. Премьера прошла в Лондоне, а затем спектакль был показан в Санкт-Петербурге и на сцене театра на Таганке в Москве в феврале 2018-го.

Cпектакль “Как это делалось в Одессе” по мотивам “Одесских рассказов” Исаака Бабеля. Фото – © Ольга Шибико

В «Как это делалось в Одессе» воссоздана атмосфера дореволюционной Одессы – через декорации, мастерство актеров, благодаря оригинальной игре света и тени и показа фотографий того времени, проецируемых на большой экран. Музыка в этой необычной постановке стала полноправным партнеромминуту назад игравший контрабас превращается в труп бандита, убитого при очередном грабеже, а король одесских налетчиков Беня Крик исполняет под гитару знаменитую песню тех времен «Лимончики». Напомним, что «Одесские рассказы» повествуют о банде налетчиков, живших в еврейском районе Молдаванка, где родился и вырос сам автор. Их главарь Беня Крик, прототипом которого, по мнению историков, стал Мишка Япончик – противоречивый и трогательный образ, ловкач и романтик кровавых времен, который пользуется и сегодня огромной любовью читателей.

«Бабель – это не сборник фольклора и анекдотов. Для меня лично этот материал загадочен. Литература дает нам возможность путешествовать во времени и пространстве, вот и для меня это и есть такое путешествие. И я с радостью воспользовался случаем с этим текстом как-то соприкоснуться» – сказал Евгений Цыганов в интервью Лидии Шафроновой на сайте angliya.com.

«Дима Высоцкий из Театра на Таганке – прекрасный актер, и это было великое счастье, что он загорелся нашей идеей. Изначально мы говорили о читке на двоих, но затем Дима привел своего давнего друга Женю Цыганова и музыканта Мишу Химакова, а также сценического художника Сашу Дашевскую, с которой они вместе работают в театре «Мастерская Петра Фоменко» – и у нас получился настоящий музыкальный спектакль: Женя играет на гитаре, Дима – на флейте и на трубе, я – на бубне, а Химаков на контрабасе. Сейчас этот спектакль подрос, окреп, в чем-то переоформился, в чем-то полностью изменился, а в чем-то остался ровно таким же, но с более глубокими нотками», – дополняет живущая в Лондоне Дина Бердникова.

Евгений Цыганов мало дает интервью и о нем не так много известно. Но все наверняка знают, что он востребованный актер – и театральный, и в кино, а также режиссер и музыкант, – что и доказывает спектакль «Как это делалось в Одессе». А началось давным-давно: мама Евгения Цыганова училась в институте культуры, вела концерты. Род отца имеет отношение к семье Образцовых. Когда Цыганову исполнилось три года, его отвели в музыкальную школу «Восход», дети из которой играли в «Театре на Таганке», потому что она находилась в Москве именно на Таганке. Соответственно, когда в театре нужны были дети, а такое иногда происходило, то детей набирали детей в этой музыкальной школе. Таким образом в девять лет Евгений Цыганов уже оказался в «Театре на Таганке», где провел четыре года с жизни, сыграв в четырех спектаклях, а затем поступил в Московскую международную киношколу. В 1996 году уже имея за плечами серьезный сценический опыт, он поступил в училище имени Щукина и по окончании был принят в труппу московского театра «Мастерская Петра Фоменко» – «не приходя в сознание», как шутит сегодня Цыганов.

В 2014-м году Евгений Цыганов впервые выступил в качестве театрального режиссера, поставив спектакль «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной в театре «Мастерская Петра Фоменко», где также сыграл одну из ролей и выступил в качестве музыканта.
С 1993-го года по 1997-й год играл в рок-группе «А. S.», а затем Евгений Цыганов с приятелем создали новую группу «Гренки», которая активно выступала в музыкальных клубах, выпустила один альбом и распалась к 2004 году. Сегодня вместе с музыкантами Андреем Муравкиным и Михаилом Химаковым Цыганов играет альтернативный рок в группе «Пока прёт».

Cпектакль “Как это делалось в Одессе” по мотивам “Одесских рассказов” Исаака Бабеля. Фото – © Ольга Шибико

Вот что рассказывает сам Евгений Цыганов о театре «Мастерская Петра Фоменко», где он играет уже свыше 15 лет в интервью на телеканале «Дождь» журналистке Наталье Сендеевой: «В жизни у меня были разные этапы: когда я понимал, что я хочу увидеть мир, хочу путешествовать, хочу где-то еще учиться, хочу брать-брать-брать, впитывать-впитывать-впитывать. И ровно в тот момент, когда я внутренне готовился к тому, что сейчас я на какой-то период хотя бы уйду из театра и буду жить своим каким-то этим варевом, Петр Наумович Фоменко предложил мне Карандышева и «Бесприданницу». И для меня это легло на весы, то есть либо куда-то в свободное плавание, либо все-таки уйти вот в этот вот процесс. Я понял, что для меня это важно, что я не могу себе не позволить. Петр Наумович умудрялся заложить какие-то такие вещи, которые не были быстрого сгорания, они не работали сразу. И мы к этому не были готовы. Это то, что называется «на вырост», то, к чему нужно еще прийти, поднажить к этому чего-то».

А вот что рассказывает Евгений Цыганов в том же интервью про свою музыкальную группу «Пока прёт»: « Есть достаточно большой музыкальный фонд питерского андеграунда девяностых, который как-то попал в меня и в моих друзей, с которыми мы давно играем музыку, еще начиная с группы «Гренки». И как-то в студии мы просто вспомнили эти песни, которые мы пели, любили и прочее – «Джан ку», «Химера», «Колыбель». Зритель может этого не знать, собственно мы поэтому их и играем, это классные песни, но они никогда не были на слуху. В 1995 году я оказался в Ленинграде, в клубах – «Гора», «Нора», и в каких-то еще. На меня это произвело колоссальное впечатление, и я, смотря на все эти группы и слушая всю эту музыку – а это был такой прямо злючий альтернатив и хардкор, и рэпкор, и панк, – думал, что сейчас произойдет что-то невероятное, сейчас просто будет какая-то волна. Понятно, что все эти группы выросли на Rage Against The Machine и Alice In Chains, все, что тогда происходило в Америке, а у нас…

Но суть не в этом, в этом прошло мое детство, я понимал, что меня это впечатляет значительно больше, чем даже то, что в тот момент происходило в кинематографе и в театре, может быть. Это любовь детства. Мы решили, а почему бы и нет, и стали играть эту музыку. В итоге мы сделали свою программу и играем ее. На данный момент мы являемся начинающей клубной командой, потому что нашей группе всего два года, и мы претендуем только на то, что это громко и весело».

Cпектакль “Как это делалось в Одессе” по мотивам “Одесских рассказов” Исаака Бабеля. Фото – © Ольга Шибико

Спектакль «Как это делалось в Одессе».
Тель-Авив, пятница, 6 июля 2018 года, Центр «Сузан Далаль», начало в 20:30 (дополнительные гастроли спектакля – в ноябре 2018 года)

Евгений Цыганов – актер театра и кино, воплотивший на экране образы оператора Виктора Хрусталева («Оттепель»), лейтенанта Леонида Киценко («Битва за Севастополь», 2015), архитектора Максима («Питер FM», 2006). Играл в театре «Мастерская Петра Фоменко». Лауреат премии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» и Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

Дмитрий Высоцкий – актер театра и кино. Известен по спектаклю театра на Таганке «Флейта- позвоночник», где он играл вместе с Вениамином Смеховым. С 2001 года – артист Московского театра на Таганке. Исполнитель ролей Водоноса в «Добром человеке из Сезуана», Мастера в спектакле «Мастер и Маргарита», Маркиза де Сада в «Марате и маркиз де Сад» и др. Победитель и дипломант международных музыкальных и театральных фестивалей.

Дина Бердникова – актриса театра. Автор и исполнитель проекта «Под одеялом». Оcновательница проекта Arbuzz Project.

Михаил Химаков – композитор и музыкант, автор музыкального сопровождения к данной постановке.

Сайт спекталя: www.odessastories.com

Подробности и заказ билетов – здесь
Страница проекта «Линия жизни. Израиль» в фейсбуке – здесь

Фотографии (© Ольга Шибико) предоставлены продюсером проекта «Линия жизни. Израиль».

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top