fbpx
Выставки

Как мир становится картиной?

Источник всех иллюстраций – сайт галереи “Гордон” – https://www.gordongallery.co.il/. Верхняя иллюстрация – Ядид Рубин. Без названия. 2001. Масло на холсте. 80×160.

Хорошо получать вовремя newsletters.
Тогда можно вовремя  а не позже, узнать о выставках прекрасных художников.
Как мир становится картиной?  Непростой вопрос. Часть ответов  –  на виртуальной выставке картин  Ядида Рубина на сайте галереи «Гордон»  и в «реальной» выставке Ядида Рубина в тель-авивском филеале «Гордон» до 28 мая,  и на выставке Лилиан Клапиш,  которая откроется в иерусалимском филиале  «Гордон» 24 мая. И, заодно, я нашла пару своих старых текстов об этих художников.  Повод перечитать, пересмотреть и посмотреть.

Ядид Рубин, как пишет Йонатан Хиршфельд в «предисловии» к виртуальному залу –   — редчайший случай, когда художник не рисует ни мир, и  ни картину,  а преображение: то, как мир становится картиной.
Ядид Рубин смотрит на мир, представляет раму, подстраивает живописную подложку под эту раму, а затем везде на холсте  размещает цвет, который накладывает на мир. Мир Ядида Рубина –   это вспаханные поля, ряды цветных деревьев, многослойность ,утонченность, солнечный свет,   красочность, простота. Итоговое полотно — это не иллюзия пространства, а сама земля,  освещенная естественным светом.
Живопись Ядида Рубина – редкое явление  в израильском искусстве. В нем нет мрачности и тяжести, нет эмоциональной дистанции и иронии. Это просто очень  красивая, честная и правдивая   живопись – как красива сама земля.
Рубин – один из самых известных израильских художников и одновременно один из самых малоизвестных, не “раскрученных”. Его считают одним из последних лирических художников ландшафтов Эрец-Исраэль, последователем Стеймацкого и других художников ностальгического абстракционизма в Израиле, сам же Рубин  утверждал, что на его полотнах запечатлен не окружающий пейзаж, а состояние его души.
Картины Ядида Рубина  – это субъективные пейзажи, декорации вспаханных полей в пространствах залов, цветочных лужаек, плодовых садов, раскидистых деревьев. Все это – на фоне небывалых просторов, а в углах полотен затерялись маленькие игрушечные домики и тракторы. Человек в этом пейзаже отсутствует. Он вытеснен интенсивными красками и цветами, полями цветов. По картинам Ядида Рубина можно пройтись неспешно или пробежать босиком, ощутить подошвами комья земли, пощекотать ноги мягкими лепестками цветов. Его пейзажи – рельефны, их можно “пощупать”. Не случайно Рубин не изображает людей на своих картинах. Мы сами можем в них “войти” и стать частью изображаемого.
Рубин родился в 1938 году  и жил до смерти в кибуце Гиват-Хаим в Эмек-Хефер между Нетанией и Хадерой (в этом кибуце расположен “Бейт-Терезин” – архив и музей, посвященные гетто Терезин).  Скончался в 2012 году. Учился в академии художеств в Вене. После армейской службы в десантных войсках, закончил институт Авни в Яффо и Королевский колледж искусств в Лондоне, получив особую стипендию. Учился у Авигдора Стеймацкого, но отказался от лирического и абстрактного модернизма. Вернувшись в кибуц, летом работал в поле, зимой рисовал.
Он рисовал в небольшой студии, где не было окон. “Я изображаю кибуцные пейзажи, но на деле это пейзажи моей души. Я рисую не то, что вижу, а то, что чувствую. Мои картины – это не результат конкретных наблюдений, а аккумулированные чувства и реакции на различные состояния природы”.
Ядид Рубин был  абсолютно свободен  в своем творчестве. Он не сковывал себя законами перспективы, (точнее, постепенно с годами освободил себя от законов и канонов), композиции, ритма. Он просто, легко и свободно творил и потому создавал ощущение парения, полета. Рубин дал новое осмысление таким понятиям и таким знакомым визуальным образам как дом, поле, кипарис, солнце. Он превращал реальные вещи в абстрактные, а из абстрактных создавал новый пейзаж и новую реальность вокруг себя. Кипарисы на его картинах бросают столь глубокие тени, что в них можно укрыться от зноя. Пашни столь плодородны, что урожая хватит на всех. Вспаханные борозды столь глубоки, что заслоняют солнце. Цветов так много, что ими можно усыпать весь мир.

Цветы Рубина могут напомнить цветы Ван-Гонга, и Ядид Рубин не скрывал этого, наоборот – подтверждал схожесть палитры и темперамента. Рубин рисовал, сидя на полу или стоя перед хостом, прислоненным к стулу. Он накладывал краски руками, выдавливает их из тюбика прямо на холст, пользуется шпателем или грубой кистью, добивался плотной блестящей поверхности, дышащей картины, организованности тотального хаоса. Его поля-узоры созданы из повторяющихся форм, цветов и линий, ритма, кругов и точек. Этот ритм балансирует, создает гармонию, пульсацию света на пересечение горизонтальных и вертикальных линий, то самое чувство причастности, которое позволяет зрителям проникнуть внутрь изображенного, по ту сторону картины – и одновременно ощущение жизненной силы и изобилия, которые со своей стороны прорывают холст.

Когда Пикассо было 80 лет, его попросили охарактеризовать себя, как художника, на что он сразу ответил: “Я ребенок, не переставший рисовать”. У Ядида Рубина сохранялась та же свежесть восприятия мира, но она была умножена на желание передать миру оптимизм , свет и красоту пейзажей, впечатанных в его душу.
https://www.gordongallery.co.il/exhibition/my-field-is-not-growing-it-exists
https://www.gordongallery.co.il/gg-viewing-rooms/hshdh-shly-l-tsvmkh-hv-qyym

Лилиан Клапиш. Без названия. Смешанная техника. . 2019. 95 х 65

Лилиан Клапиш. Без названия. Смешанная техника. . 2019. 95 х 65


Лилиан Клапиш 
уже почти 90 лет – факт удивительный, так как живопись ее полна ощущения молодости, свежести, энергии.
Клапиш родилась под Парижем в 1933 году. Во время Второй мировой войны выжила благодаря поддельным документам и бесконечным переездам с места на место. После войны ее семья осела в Париже, где Лилиан училась живописи у Леона Зака и в академии “Рансон”. Позже, выйдя замуж, в конце 1950-х годов Клапиш с мужем жили несколько лет в Марокко. А в Израиль она, муж и трое детей перебрались в 1968 году после Шестидневной войны. С тех пор   Лилиан Клапиш живет в Иерусалиме.
Как уже было сказано, немалое место в творчестве Клапиш занимает Иерусалим. Но в ее работах Иерусалим – это не символ, не парадный город-страж вечности. Она не рисует святые места, Стену плача или Храмовую гору. Ее мотивы – это городские пейзажи, дороги, стройки, часто – просто аллеи. Но удивительным образом, мельчайшими намеками, через особый прозрачный воздух, ветер, Клапиш передает то, что эта аллея, стройка или дорога расположены именно в Иерусалиме, занимающим немалое место в е живописи. Но, как и у Рубина, ее живопись совсем не политизирована   – она светлая, нежная и прозрачная.

https://www.gordongallery.co.il/exhibition/in-the-thread-of-time

Маша Хинич. Источник всех иллюстраций – сайт галереи “Гордон” – https://www.gordongallery.co.il/

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com