fbpx
Интервью

Какую музыку слышат старики

Выставка акварелей и офортов Маши Орлович «Музыкальные воспоминания» в галерее «ха-Мабуа» кибуца Маханаим в Верхней Галилее открылась месяц с лишним назад, но все время не хватало времени – времени рассказать, написать, еще раз рассмотреть работы. Время съедалось поездками, суетой, работой, досужими разговорами. И вдруг оказалось, что уже прошло несколько недель, время убегает… Только к старости человек окончательно (перед финалом) осознает скорость, с которой время уходит. Банальная истина, забывающаяся в беге дней – и это тоже банальная истина…

Выставка Маша Орлович посвящена старости, музыки и цветам. Тому, какую музыку слушают старики и тому, как цветы и краски могут скрасить их старость. Тому, какую музыку играют молодые и тому, как могут радовать акварели полевых растений. Как можно живописью утешить немощных… Так же, как и музыкой.

Старость – одна из самых сложных тем для художников. И самых притягательных. Как изобразить неприглядное так, чтобы не оттолкнуть зрителей, а – наоборот – привлечь их внимание. Может ли старость быть счастливой – или такое случается только в забытье?
«Я решила немного разбавить грусть старости, –  рассказывает Маша Орлович. – Вот на этом рисунке – моя мама, сидит, рисует. Вот папа – слушает Вертинского и Марка Бернеса, музыку его молодости и юности».

Это выставка посвящена и старости, и музыке, и связи между ними. Тем ощущениям, что дает музыка; связи с прошедшим, ушедшим через музыку, летучую субстанцию. Посвящена тому, что старикам не хочется уже ничего нового, а молодым – хочется только нового, причем всегда и до старости.
Когда-то Маша Орлович ездила в Европу специально изучать картины Рембрандта – портреты стариков. Последние три года она ездит в дом престарелых, где живут ее папа и мама: «Мне тяжело ничего не делать, сидеть, сложа руки и потому я начала приходить навещать родителей с блокнотом для эскизов и красками, начала рисовать, делать наброски-портреты стариков. Это было непросто – необходимы были разрешения самих пациентов, их родственников, персонала, но в результате, мало того, что все согласились, меня стали просить делать портреты. Часть я подарила дому престарелых, часть представлены на выставке в Маханаиме. К сожалению, некоторых изображенных уже нет в живых».

– Но все-таки: как тема старости оказалось главной темой этой выставки?
 – У галереи в Маханаиме две хозяйки-куратора. С одной из них я часто ездила домой, в Цфат на автобусе из Тель-Авива, после работы в гравюрных мастерских Дома художников. Долгая дорога – о чем только мы не говорили. Как-то я показала ей эту серию – про старость, и куратор загорелась идеей сделать такую выставку. Ведь мы все рано или поздно подойдем к этой черте. А потом, благодаря моим наблюдениям за тем,  как мой папа слушает музыку, появилась и музыкальная тема, и возможность их связать. Я –  человек, который проживает ту жизнь, которая вокруг. Я не ищу чего-то специально, рисую с натуры. Но мои родители оказались в доме престарелых и это место стало  моим окружением в последние три года. Я хотела прочувствовать, что такое старость – а для этого я должна была ее нарисовать.

Я видела, как меня ждут те люди, которые, казалось бы, ничего не понимают. Как они рассматривают эти рисунки, как пытаются дотронуться до них. Это потрясающее воздействие искусства. Пусть они даже не могли об этом сказать, но мы говорили через эти работы, я видела, что картины доставляют им радость. Благодаря этим работам я стала внимательнее к родителям, а они – ко мне.

– Тема старости у тебя в основном представлена на акварелях, но ведь твой конек последних лет – это офорты. У твоих работ на мягкой «толстой» офортной бумаге – огромный круг почитателей.
– Офорт – дела чрезвычайно трудоемкое. Резать или травить доску – процесс, который может занять два месяца. А сама тема старости очень тяжела и находится с ней «в руках» постоянно – еще тяжелее. Работая в акварели, легче выплеснуть чувства и эмоции, выразить мимолетные ощущения.

– Все знаменитые художники писали картины на тему старости, но люди не очень охотно идут на выставки, посвященные старикам, неприглядности, немощи.
– Это непростая тема. Возможно, я столько ее рисую, чтобы от неё избавиться. Безотносительно к выставке в Маханаиме, это идея давно меня занимает и, потому, на выставке представлены готовые работы последних лет, кроме двух офортов, сделанных уже специально к экспозиции. Я наделялась, что смогу сделать  серию офортов – на целую выставку, но представила только 2 листа, остальные работы на тему «старости» – это акварели.

– И что теперь?
– Теперь? Еще не знаю, но я чувствую себя сводной. Захочу – и буду рисовать бабочек!

****
Выставка «Музыкальные воспоминания» в галерее «ха-Мабуа» кибуца Маханаим продлится до 14 августа.
Вход – свободный.
Часы работы: ежедневно (кроме среды) – с 10:00 до 13:00
Кураторы выставки: Дина Раппопорт и Йойо (Малка) Пелес

Страница художницы Маши Орлович: https://www.facebook.com/MashaStudioGallery

 

Текст: Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены Машей Орлович

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top