fbpx
Впечатления

Между домами

Софи Берзон-МакКей, куратор выставок в галерее «Беэри» – фотограф лирический и наблюдательный. На ярмарке израильского искусства «Свежая краска-2019» она представила десять своих работ – черно-белые фотографии. Софи рассказала Israelculture.info о том, как английская идентичность выжигается солнцем пустыни и о том, как последствия терактов открывают в человеке художника.

– Где ты родилась, Софи?
– Здесь,  в Негеве.  Мой папа израильтянин, а мама приехала сюда из Англии волонтером. Они познакомились в кибуце Беэри. Когда я родилась, мои родители уже готовились к отъезду в Англию и поженились именно там. Мне было полгода, когда мы переехали в Лондон и прожили в Англии до моего семилетия, после чего репатриировались согласно всем законам министерства абсорбции (сегодня – министерство алии и интерграции – ред.). К тому моменту мы уже были многодетной семьей – у меня две сестры и брат.  По правде сказать, я считаю Англию своей родиной. Когда я приехала в Израиль, то не говорила на иврите и совершенно не была знакома с израильской культурой. Знаешь, такая английская девочка, которая оказалась под испепеляющим солнцем Негева.

– А где ты училась фотографировать?
– Я начала снимать уже в средней школе: записалась на факультатив по искусству фотографии.  Я всегда любила искусство, сколько себя помню. Любила погружаться в удивительный мир, царивший в моей голове. После окончания сверхсрочной службы в армии я уехала в Индию. Там я купила пленочный среднеформатный фотоаппарат Rolleiflex и стала сотрудничать с союзом фотографов на юге Индии. Вернувшись, поступила в школу фотографии Техниона в качестве вольного слушателя, а затем училась  в Тель-Авиве  на отделении фотографии школы искусств  “Камера-Обскура”.

– Из года в год ты возвращаешься в Лондон и фотографируешь свой первый дом. Что сейчас тебя связывает с ним?
– Во-первых, там живут мои родственники. Во-вторых, это место символизирует мою связь с тем, что я оставила в нем при переезде. Мы многое не смогли забрать в Израиль и, в первую очередь, я говорю не о вещах. Я говорю о том, что сформировало мою личность. Изо дня в день я веду разговор с домом, который повлиял на все стороны моей жизни: на материнство, индивидуальность, чувство принадлежности. Как в мелочах, так и в серьезных вопросах я всегда между «там» и «здесь». Сопоставляю, объединяю, разделяю, собираю в единое целое, сравниваю. Наконец, ссорюсь и мирюсь. В глубине себя я похожа на Лондон. И на Негев. И на Лондон. Мозаика из культур и стран. Думаю, любая эмиграция такова. Внутренний конфликт в бесконечном диалоге между домом, который покинули, и домом, который построили.

– Верно. Но есть разница между человеком, который уехал в зрелом возрасте и эмигрантом-ребенком. Что ты помнишь о прошлой жизни?
– Все мы разные и каждое переживание одного и того же опыта уникально. Это не зависит от возраста. Пусть опыт эмиграции у каждого схож. В конце концов, все люди похожи друг на друга. Важно то, что переживаем мы по-разному. Я помню все: мягкий свет и мох, который всюду стелился. Помню камни и запах цветов. Помню сад, дворовые игры и школу. Еще соседскую собаку. Я помню запахи, виды и звуки как сегодня: четко и ясно.

– Ты представила на выставке-ярмарке «Свежая краска»  пейзажи, снятые в Израиле. Где именно?
– Все снято в окрестностях моего дома в кибуце Беэри, расположенного менее, чем в пяти километрах от границы с Сектором Газа. Я снимала долины, холмы, рощи, рельеф почвы, лужи после дождя – все то, что для меня близко и даже интимно. Это место пропитано историей кибуца, моей семьи – детей и братьев – и ее родословной.

– В прошлом году мы начали получать из Беэри тревожные новости, связанные с поджогами территории. Ты снимала последствия терактов?
– Это правда, что прошлый год выдался трудным с точки зрения безопасности: поджоги, эскалации конфликтов, ракеты, бесконечные сирены. Часть представленных на ярмарке работ сделана на сожженных дотла территориях. Кое-где я запечатлела возрождение природы после удара. А, значит, собственное возрождение: как женщины, матери, человека. Такой естественный путь преображения, природа как аллегория. На самом деле идея этих снимков – а я продолжаю над ней работать – родилась как сильный эмоциональный отклик на беспорядок, связанный с ситуацией в сфере безопасности. К теме дома в Негеве я обратилась впервые, развивала ее месяцами и намерена продолжать изучать ее. Фотоискусство объединяет мысль с действием. Этот язык проникает в потемки моего бессознательного, и у меня появляется возможность раскрыть идею. Я хочу сказать, что этот проект открыл во мне нечто очень эмоциональное по отношению к моему дому. Я приехала сюда, через три месяца похоронили здесь маму, скончавшуюся от рака.  Сразу после окончания траурной недели – шивы – началась война в Перидском  заливе. Эта неделя во многом сформировала  меня, как личность.  Позже я прошла через войны. Здесь я влюбилась и родила двоих детей. Эта земля пропитана слезами и любовью. Я разговариваю с ней и испытываю боль, когда ее ранят. Я плачу в нее. Боюсь за нее. Я нахожу ее путь к моему сердцу. Так много всего! С другой стороны, очевидно, что я испытываю страх, гнев, сомнения и надежду. Сталкиваюсь с трудностями и борьбой. Оптимизмом, тоской и любовью.

– Между двумя домами – в Англии и Израиле – настоящая пропасть. Несмотря на это, ты остаешься в Негеве, рядом с сектором Газа и каждый день делаешь этот выбор. Кажется, что этот выбор для тебя несложен. Это так?
Временами очень трудно. И это, в первую очередь, вопрос ценности жизни моих детей. Это очень удручает меня. Почему я остаюсь? Ответ сложный и в то же время простой. Просто это мой дом. Где на земле найти тот утопический уголок, в котором можно было бы укрыться от проблем на Ближнем Востоке? Это как в любых крепких отношениях: ты выбираешь партнера, а потом мужественно преодолеваешь с ним трудности. Думаешь, в другом месте жизнь не ранит? Для любого, кто живет за рубежом, израильтяне кажутся сумасшедшими. Заграницей я сталкиваюсь с антисемитизмом, там никого не волнует, что по галахе я не еврейка. Лично мою семью на Западе антисемитизм коснулся. Европе приходится несладко: глобальный кризис, демократия претерпевает упадок, целые страны в состоянии войны, беженцы, попытка Британии выйти из Евросоюза. Куда ехать? Так что я иду навстречу своим долинам и лужам, навстречу своей тишине, ближе которой у меня нет.

Страница Софи  Берзон-МакКей – https://www.facebook.com/sofie.mackie
Страница галереи «Беэри» -https://www.facebook.com/gallerybeeri
Сайт галереи «Беэри» – http://www.gallerybeeri.co.il/
Сайт ярмарки-выставки «Свежая краска» – https://www.freshpaint.co.il/
Страница ярмарки -выставки «Свежая краска» – https://www.facebook.com/freshpaint

Интервью взяла Ксения Гезенцвей. Фотографии предоставлены Софи Берзон-МакКей

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com