fbpx
Интервью

Ница Шауль – для взрослых, детей и для себя

 Маша Хинич

Интервью первоначально опубликовано  в приложении “Нон-Стоп”   к газете “Вести” 2 февраля 2017 года

В  2006 году в Модиине на «Аллее Звезд» увековечили отпечатки рук людей искусства, внесших особый вклад в израильскую культуру. Среди первопроходцов на «Аллее Звезд» в Израиле стали Ница Шауль, Гилат Анкори, Иеуда Баркан, Йорам Хатаб, Арие Элиас, Эсти Закхайм, Дан Турджеман и продюсер Йорам Глобус. Предлагаем вам интервью с одной из «звезд» – с Ницой Шауль.

 

– Ница! Добрый день! Вскоре в Израиль приезжает молодой и, как говорят и по праву говорят, замечательный коллектив – струнный камерный оркестр «Виртуозы Киева» под руководством всемирно известного – и это вовсе не преувеличение – виолончелиста и дирижера Дмитрия Яблонского. «Виртуозы Киева» и вы дадите ряд концертов. Точнее – как ни странно это звучит – два ряда концертов – для детей и взрослых. Обе эти концертные серии будете вести именно вы. Для вас это новый опыт – участие в таком «двойном» концертном цикле? Ваше имя обычно ассоциируется с музыкальными программами для детей…
– Это так… Я знаю что меня называют «музыкальной няней» израильских детей, что моя имя прежде всего связано с музыкальной серией «Волшебные звуки», в рамках которой недавно вышла новая программа об Эдварде Григе, но уже много лет, параллельно своей «детской» деятельности, я веду и вечера для взрослых слушателей с разными оркестрами страны, рассказываю о различных концертных программах. Хотя вот с таким необычным зарубежным коллективом, как «Виртуозы Киева», мне еще не приходилось сотрудничать, потому я сама с нетерпением жду их гастроли.

 

Фото: Йоси Цвекер

Фото: Йоси Цвекер

 – Как вы «работаете» с концертами для взрослых? В вашей детских программах – вы королева сцены, я бы даже добавила царица и богиня – и это не лесть, а накопившиеся многолетние впечатления. Как строится ваша работа со «взрослыми» оркестрами? Кто определяет репертуар, подбирает сочинения выстраивает программу, о которой вы должны рассказать? Что говорить, что играть, что читать? Кто решает все эти вопросы?

– Нет единого шаблона. Все всегда проходит по-разному. Репертуар «Виртуозов Киева» выстроил руководитель этого оркестра с 2004 года Дмитрий Яблонский, работа с которым для меня – и почет и удовольствие. Скрипачка Жанна Гендельман и я присоединились к этому проекту на неком этапе. На сей раз выбрать программу концертов был непросто – потому что всё, что играют «Виртуозы Киева» мне очень нравится. В результате мы с Дмитрием Яблонским решили показать в разных городах Израиля разные программы. Детские концерты мы объединили заголовком «Летать с музыкальными инструментами» – немного легкомысленно и привлекательно, как и музыка от Баха до Лероя Андерсона, включенная в программу на фоне мультимедии и балета. Видео-ролики и балетные номера делают эту программу и серьезной и развлекательной, чтобы помочь детям лучше понять музыку. А для взрослых, как вы уже поняли, мы составили несколько разных программ. Одна из них называется «От Баха до Гершвина. Классика при свечах», другая – «Из Киева с любовью»… Скажем так – это «вечерняя музыка». Мы приглашаем публику просто прийти и просто получить удовольствие от виртуозной игры молодого оркестра. Конечно в этой программе есть и Бах и Моцарт, есть произведения других композиторов, но главное то , что молодые музыканты показывают свою способность сыграть абсолютно все. Моя же роль заключается в том, что я буду рассказывать о жизни тех или иных композиторов, но вовсе не в сухом академическом ключе, а стараясь это сделать и забавно и поучительно. А прежде всего надо бы упомянуть это сольные номера самого Дмитрия Яблонского. В некоторых местах, например, в Тель-Авивском музее, первое отделение – это реситаль Дмитрия Яблонского. А Тель-Авивском университете в концерте примут участие пианист Томер Лев и его ансамбль «Мультипьяно». Программа гастролей «Виртуозов Киева» очень разнообразна и выстроена таким образом, чтобы продемонстрировать все исполнительские возможности этого оркестра.

 

– Вы ездили слушать этот ансамбль в Киев?

– К сожалению, нет. Но в наше время есть возможность работать удаленно. Мне прислали десятки их записей. И больше всего меня поразила слаженность игры этого ансамбля. Многие музыканты этого коллектива играют вместе с девятилетнего возраста, так что помимо невероятной сыгранности между всеми исполнителями есть то, что называется химия. И это очень трогает и впечатляет.

Ница Шауль. Фото: Гай Хехт

Ница Шауль. Фото: Гай Хехт

– Приятно это услышать от вас, от человека, работавшего с таким количеством оркестров. И слышавшей еще большее количество. Ведь ваш муж – известный израильский дирижер Дорон Саломон… И вы уже 20 лет ведете свои популярные программы для детей «Волшебные звуки», «Час оперы для детей», «Маленький принц». И мне кажется волшебством, что вам 20 лет удается придумывать что-то новое. Где вы черпаете вдохновение, как вам каждый сезон удается обновлять вашу программу?

– Я составила и провела более 50 программ для детей. Более того, выпустила 13 книг по следам своих же программ. Вы спрашиваете, как мне это удается? Прежде всего, я считаю это необыкновенно важным. Во-вторых, для меня это вид творчества: найти некий способ, новый вид передачи музыки великих композиторов детям и всей семье. Кстати, 50 процентов публики на моих «детских» концертах это взрослые, пришедшие со своими детьми. Есть великая музыка, есть современное сценическое искусство, методы сценического воздействия, есть слова, рассказ, развитие сюжета, актерское мастерство, балет. Мое искусство заключается в том, чтобы все это соединить. Пусть то, что я скажу звучит очень банально, но мне хочется дать детям самое лучшее и воспитать в них «культуру потребления культуры», приучить их слушать и любить музыку, любить балет, любить искусство.

 

– Вмешивается ли ваш муж – дирижер Дорон Саломон – в составление ваших программ? Помогает ли он вам, поддерживает ли вас? Что вообще происходит в такой музыкальной семье, как ваша, когда речь заходит о творчестве?

– Обычно я знаю, чего я хочу, но если мне не достает какой либо информации, то я обращаюсь к своей ходячей, живой энциклопедии, то есть к своему мужу. Дорон не просто выражает свое мнение, а очень помогает в построении программы. Советует, что должно быть исполнено раньше, что позже. Но вообще-то меня ведет некий мой внутренний драйв. Музыка – это интимное переживание, поэтому в конце концов я действительно имею право называть программы «своими», это и есть мое творчество…

 

– Давайте обратимся немного к другим темам: знаменитый израильский фильм, получивший «Золотого Глобуса» в 1971-м году и номинированный на «Оскара» как лучший иностранный фильм – «Полицейский Азулай», в котором вы играли, ваша кинокарьера, ваша театральная жизнь в Лондоне, работа в английских театрах, ваше участие в проекте «Танцуем со звездами»… Всё это отошло в область ностальгии или вы продолжаете заниматься подобными вещами?

– Я продолжаю сниматься – в основном в сериалах, это формат нашего времени. Из недавних могу упомянуть комический сериал «Рон» на Yes, мы снимаем уже второй сезон. Одновременно я снимаюсь в драматическом сериале на HOT «Умереть на мгновение», также уже второй сезон. Более того, вы не поверите, я участвую в интернет-видео проектах, и с огромным удовольствием играю в театральном спектакле – музыкальной комедии для взрослых, которая называется «Бесстыдные наследницы» вместе с Эсти Закхайм и Анат Барзилай, по пьесе, написанной Адивой Гефен. И главное, я провожу концерты вместе со своим мужем Дороном Саломоном для Израильского Камерного Оркестра. У меня нет чувства, что я что-то упускаю, наоборот я занимаюсь всем, чем я хочу, всеми областями творчества, с которыми я когда либо соприкасалась. Скажем так – мне важно разнообразие, я могу работать для любой публики.

 

– Что для вас лично значило участие в фильме «Полицейский Азулай»?

– Как ни парадоксально этот фильм открыл для меня двери в театрах Лондона, когда Дорон был приглашен туда работать, а я поехала туда учиться. С Дороном мы познакомились еще в армии – в ансамбле центрального округа, и с тех пор мы с ним (и наши две дочери) все время вместе и много вместе работаем… Когда мы приехали в Лондон, то выяснилось, что многие видели фильм «Полицейский Азулай», так что эта лента стала для меня всего рода визитной карточкой. И это было прекрасно. Я снялась в этом фильме в роли Мими совсем юной, в конце службы в армии. Мне, конечно же, повезло: такой эффектный для тех лет кинофильм, такой яркий режиссер и сценарист, как Эфраим Кишон. Я также снималась в таких знаковых фильмах израильского кинематографа как «Вершина Хальфон не отвечает» и «Праздник в бильярдной». Наша семья прожила в Лондоне восемнадцать лет – с 1975 по 1993 год, – и за это время я сыграла в Англии множество ролей в театре и в телевизионных постановках. Играла с Пирсоном Броснаном в спектакле «Следы красного дьявола»…

 

– Если же мы уже заговорили о кино, какого ваше мнение о современном израильском кинематографе?

– Я считаю, что у нас прекрасный кинематограф и много талантливых людей по обе стороны камеры. Сценаристы и режиссеры с одной стороны, актеры – с другой. Пусть это звучит пафосно, но я горжусь современным израильским кино и хорошо бы, чтобы ему увеличили бюджеты.

 

 – А откуда ваши бюджеты?

– Серия «Волшебные звуки» – это проект Израильской Оперы, которая меня безмерно поддерживает. А что касается других проектов – то это ежедневная борьба, но я вовсе не жалуюсь. На мой взгляд, жаловаться – неправильно, нужно просто делать, делать, делать – делать качественные вещи. Всем людям искусства приходится бороться за свое творчество и искусство.

Фото: Йоси Цвекер

Фото: Йоси Цвекер

– Вы все время повторяете слово «творчество». Это очень приятно. Понятно, что сцена не стала для вас рутиной.

– Конечно, нет. Возьмите мою последнюю программу для детей о творчестве Эдварда Грига. Чтобы подготовить ее, я прочитала все норвежские сказки, мифы, горы литературы. Уже одно то, как показать на сцене троллей и зиму, было чрезвычайно интересно. Благодаря своим программам я соприкасаюсь с такими областями, что порой сама не верю, куда меня заводит музыка.

 

– Музыка привела вас и в литературу. Вы выпустили 13 книг. Естественный вопрос, как вы это успели?

– Эти книги – интегральная часть моей серии «Волшебные звуки». Кстати в каждую книгу вложен диск с произведениями того композитора, чья жизнь описывается в книге. Я работаю с прекрасными художницами-иллюстраторами Йонат Кацир и Нирой Фридман. Издательство «Модан», которое выпускает эти книги, понимает их важность. Ведь эти книги можно как пролистывать, так и «слушать».

 

– Мы говорили об интернете. Не собираетесь вы подготовить дигитальное издание этих книг?

– Пока нет. Все-таки я хочу, чтобы дети выходили из дома и приходили на концерты. Главное для меня – это живое общение с детьми со сцены. Хотя, никогда не говори никогда. Возможно, подготовлю несколько интернет-изданий моих серий, посвященных наиболее популярным композиторам. Но пока мне важно, чтобы семьи, бабушки, родители и дети вместе выходили из дома и приходили в концертные залы. Впереди еще столько новых историй – ведь музыка бесконечна.

Фото: Йоси Цвекера

Фото: Йоси Цвекера

 – Вы находитесь на арене израильской культуры уже 45 лет. Какой бы вы совет вы бы вали Дмитрию Яблонскому, ставшему недавно новым репатриантом. Как правильно вести себя творческому человеку в Израиле?

– Мой совет прост. Ни на минуту не забывать о том, почему он репатриировался сюда, что привело его в Израиль , каковы были его мотивы. У всех бывают в жизни непростые моменты, но я верю, что благодаря музыке, благодаря его феноменальному таланту, его вдохновению, тем чувствам, которые он вызывает своим искусством, благодаря его целеустремленности, Дмитрий добьется всего, чего достоин этот великий музыкант. И первое тому доказательство это гастроли оркестра «Виртуозы Киева». Я не просто так решила сотрудничать с этим коллективом. Поверьте мне есть, что делать и у меня достаточно большой выбор проектов. Это действительно прекрасные музыканты и для меня честь работать с ними. Так что приходите на концерты.

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top