fbpx
Музеи

No end date: измерения воображения

Заглавная иллюстрация: Shmuel Schlesinger. Jeremiahs Cave. 1968. Oil on canvas. 60×70 cm. Gift of The Open-Museum Tefen upon its closure 2021. 

Материальное воображение: израильское искусство из коллекции музея – новая выставка постоянной коллекции Тель-Авивского музея искусств.

«Нет даты окончания выставки» – так написано на сайте Тель-Авивского музея искусств про новую экспозицию постоянной коллекции. Нет – и отлично. Да и не может быть, потому как в запасниках музея 40.000 единиц хранения, музей в этом году отмечает 90-летие и потому целый год в новом корпусе музея (корпус-то новый, но прошло уже 11 с момента его открытия, а вот имя архитектора – напоминаю – Престон Скотт Коэн). Новый корпус строили для выставок израильского искусства, и так оно и получилось – но, конечно почти.
Итак, первый художественный музей Израиля был основан в 1932 году. Юбилей будет отмечаться долго и с размахом – множество мероприятий, выставок и новых затей вкруг постоянных коллекций – самом важном сокровище Тель-Авивского музея искусств, в котором собраны уникальные истории прошлого наследия.

Итак, обновленная выставка постоянной коллекции (еще те работы что приобретал основатель музея Меир Дизенгоф до недавних даров) открылась вечером 17 февраля, названа «Материальное воображение», хотя бы я назвала ее «Материализованное воображение», но с философами и искусствоведами не поспоришь, но об этом – через абзац.
В экспозицию вошли более 120 работ ведущих израильских художников с начала прошлого века до наших дней, как хорошо известных, так и недавно заявивших о себе. здесь. Выставка «Материальное воображение» как хронологическая линейка измеряет израильское искусство, которое само по себе параллельно истории страны. Но не надо думать, что вы увидите учебник истории в картинках. Вовсе нет! Потому как одновременно экспозиция новой коллекции отделена от канонической хронологической истории израильского искусства, и организована по принципу объединения искусства, науки и философии и изучения местных культурных условий, и приглашает взглянуть на искусство, создаваемое в Израиле с начала прошлого века до наших дней. На выставке обращается внимание на разные периоды, освещаются забытые области и предлагается новый взгляд на историю израильского искусства. Так как в запасниках музея скопились десятки тысяч работ, то кураторы задействовали некие альтернативные принципы отбора, которые разрушили привычный взгляда на израильское искусство и позволили некоторым работам, которые никогда не выставлялись, наконец-то «увидеть свет».

Вы увидите материализованное «материальное воображение» – модель, придуманную французским философом и искусствоведом первой половины 20 века Гастоном Башляром, который в течение многих лет изучал воплощение в воображении и искусстве четырех элементов – земли, воздуха, воды и огня – то есть классических материальных стихий. В сфере воображения Башляр выделяет три измерения: материальное, формальное и динамическое. Материальное измерение выступает глубинным, фундаментальным основанием душевной жизни. Материальное воображение – фундамент психической жизни: «В то время как формы и идеи отвердевают, как при склерозе, с достаточной быстротой, материальное воображение остается силой, действенной в любой момент. Лишь оно одно может непрестанно одушевлять традиционные образы; именно оно непрерывно воскрешает к жизни некоторые устаревшие мифологические формы». Материальное воображение в диалоге с архаическими образами- архетипами человеческого сознания. Но это если быть куратором. Если быть зрителем – то перед нами большая хорошая новая выставка израильского искусства за многие десятилетия. И не последняя. Всего сразу не показать, и в течение года в галереях израильского искусства будут открываться новые дополнительные выставки.
Модель, формула которой была выведена Башляром, стала принципом, лежащим в основе этой выставки постоянной коллекции. Три галереи израильского искусства – три главы/три части/три раздела: «Земля обетованная», «Дирижабль» и «Пылающее движение». Каждая глава/часть/раздел – это множество ассоциаций, возникающих из материалов, произведений искусства и образов.
В центральном пространстве впервые будет открыта галерея для сменных персональных выставок израильского искусства из коллекции музея и извне. Первая такая персональная выставка – выставка работ художницы  Рут Шлосс (1922–2013).

Главное на выставке – быть внимательными и свободными от предубеждений. Все 120 имен участников выставки «Материальное воображение» перечислены вот здесь https://www.tamuseum.org.il/en/exhibition/israeli-art-material-imagination/

Куратор выставки «Материализованное воображение» – Далит Мататьяху. Ассистенты кураторов: Таль Бройтман, Ади Гросс, Ади Дахан, Амит Шема

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top