Балет

NUTZ – музыка Чайковского в новых ритмах. Zzzz-взгляд на старую сказку

NUTZ – непонятная поначалу аббревиатура обозначает на деле новый сценический проект – «Щелкунчик» (на английском – Nutcracker) Чайковского в исполнении труппы Израильского балета, а также молодого, но уже очень известного скрипача Юрия Ревича, приезжающего в Израиль из Вены и израильского ди-джея Томера Мейзнера, решившего придать столь знакомой и любимой (и ценимой) музыке Петра Ильича электронную окраску. Скучно не будет. Музыка Чайковского действительно вечная и потому продолжает будоражить умы все новых и новых поколений, заставляет придумывать новые интерпретации, придавать классике иные значения и прочтения. Из хрестоматийно-застывшей музыка Чайковского к «Щелкунчику» превращается в источник вдохновения для новых шоу, в который раз доказывая, что у балетов Чайковского необычная судьба.

Юрий Ревич

Юрий Ревич

30 танцовщиков Израильского балета, скрипач Юрий Ревич и ди-джей Томер Мейзнер представят нового «Щелкунчика» в начале августа в Израиле, где пройдет мировая премьера этого шоу, созданного режиссером Эльадом Вайсманом в «критично-остром» ключе, что означает не без социальных аллюзий, полном юмора, гротеска, фантасмагории и щемящей лирики. Немецкая романтика Эрнеста Гофмана, волшебная музыка Чайковского, электронные ритмы ди-джея, виртуозная игра на скрипке и все сценические возможности, которые Эльад Вайсман использовал для создания столь необычного зрелища, вдохновляясь музыкой Чайковского и магической историей Щелкунчика. Сам Вайсман также отмечает, что дополнительным источником вдохновения для него стала игра света и огней на Times Square в Нью-Йорке.

NUTZ – это классический балет, множество трюков и ухищрений, традиционная  музыка в исполнении Юрия Ревича и электронная (отсюда и звенящая буква  Z в названии) от ди-джея Томера Мейзнера. Яркие декорации, видео-арт и главная героиня – Клара, которой предстоит понять, что значит цена мечты. Готова ли Клара заплатить за воплощение своих грез, своих волшебных фантазий, ведь Эрнст Теодор Гофман создал классическую историю о том, что одиночество вызывает у детей мечту. Ответ – во всей идее NUTZ.
Хореографию этого спектакля поставил французский хореограф Паскаль Тужу, аранжировки  музыки Чайковского в электронном стиле сделал сам Томер Мейзнер, а сольную партию на скрипке исполнит, как понятно, концертирующий в разных странах мира молодой блестящий скрипач – 25-летний Юрий Ревич, играющий на скрипке с 5 лет, ученик  Галины Турчаниновой, Виктора Пикайзена и Павла Верникова; стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, участник патронируемых фондом музыкальных проектов, в частности, Международного музыкального фестиваля в Кольмаре, лауреат знака отличия «янтарная скрипка» в центре Бетховена в Вене, где он живет сегодня. При посредничестве Фонда Спивакова французский скрипичный мастер Алан Карбонар, вдохновленный игрой Юрия Ревича, сделал для него именную скрипку и подарил ее музыканту. В настоящее время Юрий Ревич играет на скрипке Томмазо Балестриери 1783 года, любезно предоставленной ему семейной коллекцией Го (Сингапур) и является Музыкальным послом школы «Амадеус» в Вене и Венского центра Бетховена.

Томера Мейзнер

Томер Мейзнер

Есть истории, сюжеты которых становятся вечными… Истории, пересказ которых в любом виде – беспроигрышен. Сказки, которые известны многим поколениям и любимы читателями и зрителями всех возрастов. И что же это за истории? В первую очередь «Щелкунчик», ставившийся на различных сценах мира и во всех жанрах тысячи и тысячи раз. Композитор, музыковед и педагог Борис Асафьев писал: «Щелкунчик» – это симфония о детстве. Нет, вернее, о том, когда детство – на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. … Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное – в жизнь, только предчувствуемую».

Oбратимся к истории создания «Щелкунчика». Иван Всеволожский, Директор императорских театров, предложил Чайковскому написать музыку к предполагаемому классическому балету-ферии «Щелкунчик» по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Либретто написал Петипа, который сказку не читал, в лучшем случае – ее пересказ Дюма-младшего, лишенный Гофмановской философии. Даже героиню балета Петипа ошибочно назвал не Мари, а Кларой, то есть, именем ее любимой куклы Мари.
Чайковский написал музыку, которая явно не соответствовала либретто Петипа. У Петипа – «бездумно-пряничный» детский балет, у Чайковского в музыке – крушение мечты, неумолимая судьба, разрушающая человеческое счастье. Петипа балет ставить не стал, передал постановку второму хореографу – Льву Иванову.

По задумке Гофмана, в этом произведении скрыт глубокий философский замысел, эта история полна мистики. Гофман пытался поднять сложные вопросы о и внутренних переживаниях, о познании личности. Он облек эти размышления в трепетную и нежную историю о заколдованном принце, превращенном в безобразную игрушку, о девочке, которая сумела разглядеть в Щелкунчике доброту и мужественность. В «Щелкунчике» Израильского балета ярко проявляется и драматургия танца, актерская игра, и потому история Клары, Щелкунчика и Дроссельмейера становится еще привлекательней и интересней.

NUTZ – всего 4 спектакля:

Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», понедельник, 1 августа и вторник, 2 августа 2016 года

Иерусалим,  зал «Шеровер», четверг, 4 августа

Хайфа, «Аудиториум»,  суббота, 6 августа

Сайт Израильского балета – http://www.iballet.co.il/contents.php?id=297

Линк на видео:

 

Текст  – Маша Хинич. Фотографии представлены пресс-службой Израильского балета

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top