fbpx
Выставки

Обсессия… Выставки в Герцлии

Обсессия творить, рисовать, использовать и претворять материалы, передавая свое искусство зрителям – вот общая идея нового кластера выставок в Герцлии, вторая идея которого – возращение забытых имен, разговор поколений.

Мантр много, сегодня вот такая – зимняя и дождливая: если снаружи холодный ливень, то лучше его переждать в музее, где тепло и сухо. Но это – тепло и сухо – вторичная причина, для пущего разбега; главная же – кластер из шести выставок, проходящих в Герцлийском музее современного искусства. Так что если кто-то пропустил и не посмотрел предыдущий выставочный пул, то уж нынешние экспозиции – не пропускайте и не забывайте. Все эти выставки – о забывчивости, о тех художниках, творчество которых, казалось бы, ушло. Но новый взгляд, новое осмысление, парафразы – и их работы вновь вернулись в музей.

Нынешние выставки в Герцлийском музее: дань поколения нынешнего – ушедшему, работам и мировоззрениям художников прежнего времени, которые не вошли в пантеон израильской культурной гегемонии, хотя именем Аарона Авни, одного из самых значительных «забытых» художников, просветителя и основателя двух ведущих художественных школ назван один из художественных колледжей Израиля. Черные грубые буквы на крыше здания «Махон Авни» («Институт Авни») на границе Тель-Авива – Яффо напоминают об Аароне Авни совсем иначе, чем выставка – нежная, четкая, насыщенная. Какой, оказывается, был художник! Черные буквы – это не про него.

Фото – ©  Давид Эвен-Хен

Вот начало «википедивской» биографии – Аарон Авни (Каминковский; 1906, Екатеринослав – 1951, Израиль) – израильский скульптор, архитектор. Родился и вырос в Екатеринославе, в семье инженера Михеля-Давида Каминковского и Эсфирь Яковлевны Бахмутской. Учился в еврейской гимназии. Затем, в Москве, в академии художеств, с 1923 по 1925 год… Уже увлекательно, а выставка – продолжение этих строк. Кстати на ней, помимо самих работ Авни за разные годы, есть отлично и удобно сделанная time-line, то есть хронология жизни. Обычно эти хронологические линейки – так себе сделаны, скучновато и неудобно, no user friendly, но здесь – настолько хорошо, что сама эта временная линейка стала одним из экспонатов.
Что же за картины рисовал Авни и какова линия его жизни? Об этом говорится и в книге-альбоме (отлично изданной, до чего все еще приятно брать в руки хорошо сделанные бумажные книги) и на самой выставке, открытой через 70 лет после его смерти.
Если пересказать в двух абзацах статью куратора этой выставки и автора книги об Аароне Авни Рона Бартоша, то вот: Авни был художником-интровертом, «камерным живописцем» интерьеров, портретов и пейзажей. Как и другие художники его поколения, он создавал новый местный стиль живописи, берущий начало во французской художественной традиции и испытавший влияние современной ему парижской школы. Стиль, принятый и адаптированный им к местной сцене, воспринимался не только как современный художественный язык, но и как несущий «еврейские» черты. ИМХО – ничего еврейского, но настолько искренне личное, что именно потому –универсальное.
Художественное мировоззрение Авни оставалось неизменным на протяжении всей его жизни. Поначалу он считался художником оригинальным и аванградным, позже – консервативным и старомодным. Это изменение коснулось его не только при жизни, но и посмертно – игнорирование со стороны музеев, отсутствие в историографических трудах, забвение общественной памятью.
Помимо своей художественной деятельности, Авни уделял немалое внимание преподаванию: в 1936 году он основал художественную школу Studia. Вскоре эта школа стал значимым художественным центром Тель-Авива, и там учились многие известные израильские художники, в том числе Эстер Перец-Арад, Леа Никель, Буки Шварц, Дани Караван, Рут Царфати и другие. После смерти Аарона Авни Studia была переименована в Институт Авни, который по сей день носит его имя.

Фото - ©  Давид Эвен-Хен . צילום דור אבן חן

Фото – ©  Давид Эвен-Хен . צילום דור אבן חן

Еще одно забытое и заново возвращенное на этой выставке имя – это имя художницы-аутсайдера Рут Дорит Яакоби, жившей и работавшей в Араде.  Ее экспозиция «Дверь в таинственный сад»  раскрывает скрытый мир душ и голосов, мест и метафизических путешествий – через поэзию и через живопись. Религия, вера, каббала, иудаизм, спиритуализм, безудержная и безумная фантазия – все определения подходят для описания творчества этой художницы, у которой при жизни прошли сотни выставок по всем миру – от Южной Азии до Северной Америки. Искусство определяло инструментарий ее жизни, ее мира – утонченного, загадочного, навязчивого и страшного, который она создавала в ангаре на окраине Арада. «Женщина 1000 голосов» – так называется документальный фильм о жизни Рут Дорит Яакоби, также демонстрирующийся на выставке, куратором которой стала Хадас Кейдар.

Фото – ©  Давид Эвен-Хен . צילום דור אבן חן

Следующая экспозиция – выставка о самом музее, по сути – выставка о «музее в маленьком городке на Ближнем Востоке», и это слова принадлежат Зееву Рехтеру, спроектировавшему не только здание Герцлийского музея, но и половину Израиля и также,  среди прочего, павильон Израиля на биеннале в Венеции в 1952 году, модель которого точно вписалась в выставочную галерею Музея современного искусства Герцлии, спроектированную Яковом Рехтером и его сыном Амноном Рехтером. У двух пространств – одни и те же объемы и пропорции. Именно поэтому куратор Дана Гордон решила изучить принципы «рехтеровской» архитектуры арт-площадок и принципы межпоколенческого взаимодействия, общие для проектов архитекторов семьи Рехтер.

На выставке представлены документы из архива Архитектурного бюро Рехтеров, относящиеся к музеям, павильонам и галереям для постоянных или временных выставок. Собственно говоря, на этой выставке легко сравнить вычерченное на бумаге, эскизные идеи и их воплощение  в камне и бетоне:  надо только оглянуться вокруг в физическом музейном пространстве.
Часть выставки – фотографии зданий по проектам Рехтера, сделанные фотографом Эли Сингаловски – еще одна связь между воображаемым и реальным, от илюзий стиля 1930-х годов до локального, осязаемого бетона 1970-х годов. В целом – поучительный самоанализ музея, открытого еще в середине 1960-х годов.

Фото – ©  Давид Эвен-Хен . צילום דור אבן חן

«Ручная сборка»: керамическая скульптура разных поколений в Израиле – это выставка – групповая, в ней участвуют 9 керамистов, собранных под крыло музея куратором Тали Каям: Йоав Адмони, Нетали Айлон, Хедвиг Гроссман, Нора Кохави и Наоми Биттер, Авраам Крицман, Гедула Оген, Лигаль Софер и Талия Токатли.
Отправной точкой для этой выставки стала коллекция керамических изделий Герцлийского Музея современного искусства, собранная Йоавом Дагоном, директором музея в период с 1981 по 1993 год. Название  «Ручная сборка» подчеркивает то, что большая часть представленных экспонатов сделаны вручную, без использования сложных инструментов.
На выставке представлены работы художников разных поколений, использующих технологию непосредственного контакта с глиной – от опытнейшего гончара Хедвига Гроссмана до современных художников, которые делятся профессиональными знаниями и идеями друг с другом в онлайн-сообществе.
На выставке представлены работы из коллекции Герцийского Музея, а также новые работы, созданные специально для этой выставки. Обратите внимание на работы Тальи Токатли – те самые, что представлялись на ее самой первой выставке, здесь же в Герцлии в 1987 году, и на их новое осмысление.

И последняя экспозиция – двойная: художница по текстилю и дизайнер моды Илана Эфрати переиначивает в своем плетенье-исследовании на крошечных гобеленах, каждый – 1/900 часть гобелена забытой ныне художницы Дианы Шор  «Птичий рай», гобелена немалых размеров, явно негабаритных по нынешним меркам, что и неудивительно. Мерки Дианы Шор – из прошлого, она родилась в Румынии уже очень давно  – в 1926 году. Ее «Птичий рай» долгое время экспонировался в постоянном собрании музея, когда им руководил Эжен де Вилья, его первый директор. Потом, несколько десятков лет, гобелен пылился в запасниках, пока Эфрати не нашла его там и не создала «текстильный» диалог, проследив за  традиционными техниками прядения, ткачества, окрашивания и пейзажной живописи, за мотивами румынского фольклора и народных ремесел. И пейзажами: сама Эфрати живет между Тель-Авивом и Умбрией в Италии, где вместе со своей семьей управляет экологической фермой. Так что она окружена пейзажами.
Диана Шор училась в Академии художеств в Румынии. С 1968 по 1970 год жила и выставлялась в Париже, где дружила с Марком Шагалом, Соней Делоне и Мэном Рэем. В 1972 году, после ее возвращения в Румынию, министерство иностранных дел Израиля пригласило Диану Шор провести выставку в Тель-Авиве. В 1980 году Шор переехала жить в Сан-Франциско, где большей частью занималась декоративным искусством – керамикой, кожей, витражами и ткачеством. За свои работы она была удостоена множеством наград, в том числе на Международной выставке керамики в Панце, в Италии (1962), Quadrianella для декоративного искусства в Эрфурте, Германия (1974) и Триеннале ткачества в Лодзи, Польша (1975).

****

Кластер выставок в Герцлийском музее современного искусства продлится до 23 апреля 2022 года.
Сайт музея – https://www.herzliyamuseum.co.il/
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/herzliyamuseum
Адрес музея: Герцлия, ул. ха-Баним, 4.
Часы работы: понедельник среда, пятница, суббота –  с 10.00 до 14.00
Вторник, четверг –  с 10:00 до 20:00 часов
По воскресеньям – закрыто
Экскурсии по выставкам проводятся по субботам в 12:00 (бесплатно, стоимость экскурсии входит в стоимость входного билета в музей).
Цена билета – 30 шекелей. Дети до 18 лет – бесплатно.

Маша Хинич. Фотографии (© Дор Эвен-Хен) предоставлены пресс-службой Герцлийского музея современного искусства.

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com