fbpx
Книги. Тексты

Поселки Отефа. До последней борозды: история Нахаль-Оз

ילדות בנחל עוז, 1957. התמונה מתוך ארכיון קיבוץ נחל עוז וזמינה במסגרת שיתוף פעולה בין הארכיון, משרד המורשת והספרייה הלאומית של ישראל.  Дети в Нахаль-Оз, 1957 год. Фотография взята из архива кибуца Нахаль Оз и доступна в рамках сотрудничества между архивом, Министерством наследия и Национальной библиотекой Израиля.  Источник фото – https://blog.nli.org.il/otef-nahal_oz/

#ПоселкиОтефа
До последней борозды: история Нахаль-Оз.
Национальная библиотека Израиля начала проект публикаций на историческую тему о поселениях Отефа https://blog.nli.org.il/tag/otef/, документирующие истории людей, рассказы о промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, а также о поселенческом движении вблизи сектора Газа.
Автор: Мириам Закхайм, Национальная библиотека Израиля
https://blog.nli.org.il/otef-nahal_oz/
Опубликовано: 28-10-23 | 07:17
СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕВОД
Утро праздника Симхат-Тора 2023 года должно было стать днем подготовки к 70-летию основания Нахаль-Оз, но оно пугающе напоминало другое событие, произошедшее примерно через три года после основания кибуца. Этот день закончился невообразимой трагедией. Как выглядит жизнь тех, чей дом и есть сама граница?
Сначала там не было забора. Были только поля. И вспахивали их молодые люди, сердца которых полны веры, мужества и любви к стране.
Кибуц Нахаль Оз был основан как первый форпост движения Нахаль в Израиле. Члены ядра его основателей приехали в Негев, чтобы определить линию границы. Это были молодые солдаты, прошедшие сельскохозяйственную подготовку, чтобы уметь и обрабатывать землю и защищать ее. Борозды их полей были границей, сами они – защитниками границ.
Они пахали, сеяли, сажали и строили, и основали свой дом в кибуце Беэрот Ицхак ха-Яшан, члены которого решили перебраться на север после боев во Войны за независимость. «Нахлаим алеф напротив Газы» (участки, уделы) – так их называли в первые два года, напоминая о том, что они знают, с чем столкнулись и какой вид будет открываться из их окон.
(Основатели Беэрот-Ицхак  начали свой путь вблизи Газы  – практически  напротив Саджайи)  в 1943 году как религиозный кибуц. Во время Войны за независимость кибуц подвергся сильному обстрелу, был разрушен и почти оккупирован силами египетской армии. После войны члены кибуца решили восстановить  его восточнее Йехуда. Все, что осталось от старого кибуца, — это  водонапорная башня со стенами, продырявленными пулями, расположенная в открытом поле между двумя кибуцами — Алумим и Нахаль-Оз. Кибуц был основан около Газы в 1943 году группой иммигрантов из Чехословакии и Германии, которые были членами религиозной организации Брит Халуцим Датиим, и был назван в честь раввина Ицхака Нисанбойма. В 1947 году в кибуце, получившем землю у ЕНФ – ККЛ,  проживало около 150 человек. В 1948 году во время Войны за независимость кибуц сильно пострадал, он был заброшен и восстановлен только в 1949 году. В 1952 году кибуц переехал на его нынешнее месторасположение. В кибуце Алумим открыт центр для посетителей, посвященный истории кибуца Беэрот-Ицхак, первого поселения в Негеве, которое было создано религиозными сионистами).
…..
Янкеле Коэн – один из двух членов первоначального ядра.
70 лет он жил среди зеленых полей, напротив района Саджайя в Газе. Он рассказывает о группе идеалистов, которой удалось создать, несмотря на непреходящие проблемы в сфере безопасности, практически семейную общину.
….
Но за это приходилось платить кровавую цену. Весной 1956 года многолетняя напряженность в сфере безопасности – проникновение федаинов, установка мин и разграбление полей кибуца – завершилась трагическим убийством Рои Ротберга, военного и земледельца, всеми любимого, остроумного, друг, который не позволил трудной книжной жизни испортить его природную радость и острый юмор.
Он пошел добровольцем в армию, когда был моложе призывного возраста, в 17 лет уже закончил офицерские курсы. В 21 год он был региональным координатором безопасности (МАЗ), женат на Амире и уже стал отцом.
В то весеннее утро, 29 апреля 1956 года, когда его жизнь оборвалась, члены кибуца готовились к «четырехкратной» свадьбе четырех молодых пар кибуца. Собрали помост, украсили его цветами и ветками, приготовили угощение и уже начали прибывать гости, в том числе начальник генштаба Моше Даян и корреспонденты армейской газеты «Ба-Махане», которые должны были описать это событие.
Тем же утром поступило сообщение о том, что федаины уже в который раз совершают набег на поля. Рои верхом отправился их прогонять – он делал это ежедневно. Но в тот раз попал в засаду, был жестоко убит, его тело изуродовано и утащено через поля, через последнюю борозду – на территорию сектора Газа.
Только после угроз со стороны сил безопасности и при посредничестве ООН его тело было возвращено – возвращено через те пашни, которые он защищал.
Вместо того, чтобы танцевать на свадьбах (которые состоялись в тот вечер, но со слезами были перенесены в другое поселение), члены кибуца выкопали первую могилу на своей земле.
Моше Даян остался на похороны Рои Ротберга и произнес надгробную речь, ставшую с годами мифологической и получившей различные политические интерпретации: «Мы забыли, что эта группа юношей, поселившихся в Нахаль-Оз, несет на своих плечах тяжесть врат Газы?» (биографию Рои Ротберга, речь Моше Даяна и ее перевод можно найти в Интернете).
Эти врата стали вратами ада.
…..
“Как продолжать жить в таком месте столько лет?» – спросили у Янкеля. « Много сионизма. И вера», – ответил он без колебаний.
Когда Газа была завоевана в ходе операции «Кадеш», египтяне ушли с этой последней борозды, но настоящий мир не наступил.
Менее чем через год после убийства Рои в Нахаль-Оз приехали Бен-Гурион и Моше Даян, чтобы обсудить с членами кибуца то как Газа вернется к Египту. Не волнуйтесь, – говорили они кибуцникам, – ООН будет держать все под присмотром. Бен-Гурион (не скрывавший своего отношения к ООН) уехал, а Моше Даян остался и по воспоминаниям Янкеле Коэна посоветовал тем, кому не нравиться, вернуться в Рамат ха-Шарон.
Этот разговор стал известен Бен-Гуриону и он заставил Даяна вернуться в Нахаль-Оз и извиниться перед кибуцниками, которые были, по его мнению, защитной броней государства.
Шли годы, сектор Газа был завоеван, затем оставлен, ООН весьма слабо следила за границами. Поля цвели, поджигались террористами, обстреливались и каждый раз засеивались заново. Кладбище полнилось новыми могилами. За пограничными бороздами тщательно присматривали, но этого было не достаточно, чтобы защитить от неоднократных вылазок из Газы. Был построен забор, затем еще один и еще один, уходящий глубоко под землю. Но и эти заборы, как и ту борозду, пересекли проклятые потомки федаинов в черную субботу 7 октября, когда кровожадные террористы ворвались в кибуц Нахаль-Оз и устроили резню среди его жителей, убивая целые семьи и захватывая других в плен. Практически не было ни одного дома, который не был бы разрушен.
Но мы восстанем – говорит Янкеле Коэн, обсуждая с кем-то одновременно план возвращения в строй кибуцного коровника. У нас нет другого пути…

Речь Моше Даяна над могилой Рои Ротберга. Цитата по книге Моше  Даяна “Жить с библией”.
https://www.youtube.com/watch?v=tZBjFqkT_aQ

Дочитайте до конца….
У открытой могилы Роя я сказал:
‘Вчера утром был убит Рой. Убаюканный тишиной весеннего утра, он не
обратил внимания на людей, стоявших на пограничной борозде и умышлявших
против него. Не будем в этот день возлагать вину на убийц. Стоит ли судить
ненависть, которую питает к нам Газа? Это ненависть людей, которые в течение
восьми лет живут в лагерях беженцев и видят, как мы обращаем в свою
собственность землю и деревни, где жили они и их предки.
Не с арабов, а с нас самих взыщется кровь Роя. Как посмели мы сами не
взглянуть в лицо своей судьбе, не постигнуть предначертанного нашему
поколению во всей его жестокости? Мы забыли, что эта молодежная группа,
которая поселилась в Нахал-Озе, несет на своих плечах, подобно Самсону,
тяжелые ‘Врата Газы’ и что за этими вратами теснятся сотни тысяч одержимых
ненавистью людей, людей, которые молятся о том, чтобы мы ослабели и они
могли разорвать нас на куски. Мы и в самом деле забыли об этом? Мы
несомненно знаем, что для того, чтобы отнять у врага надежду погубить нас,
мы должны быть вооружены и быть наготове днем и ночью. Мы — поколение
поселенцев, и без каски и пушки не можем посадить дерево и поставить дом. Не
будет жизни для наших детей, если мы не выроем убежищ, и без забора колючей
проволоки и пулемета мы не сможем проложить дорогу и пробурить колодец.
Миллионы евреев, которые были безжалостно истреблены, потому что у них не
было родины, взирают на нас из пепла, — единственного, что осталось от них,
— из пепла истории Израиля, и повелевают нам осесть на земле и восстановить
страну для нашего народа.
Но по ту сторону границы вздымается море ненависти и жажды мести. Они
ждут того дня, когда самодовольство притупит нашу готовность к отпору, того
дня, когда мы подчинимся назойливому домогательству послов лицемерия,
зовущих нас сложить оружие. Кровь Роя вопиет к нам из его растерзанного
тела. Как бы мы ни клялись, что наша кровь не будет пролита напрасно, вчера
мы снова дали завлечь себя в ловушку, прислушались к речам этих послов и
поверили им. Сегодня мы должны дать себе отчет в том, что произошло. Давайте
взглянем в лицо ненависти, заполняющей души сотен тысяч арабов, в окружении
которых мы живем и которые ждут-не дождутся дня, когда их руки смогут
дотянуться до нас и пролить нашу кровь. Не будем отводить глаз от этого
видения, дабы не ослабить силы наших мышц. Таков неумолимый закон,
навязанный нашему поколению: быть во всеоружии и всегда наготове, сильными и
твердыми. Если меч выскользнет из наших рук — оборвется наша жизнь.
Рой Рутберг — худощавый, белокурый юноша, покинул Тель-Авив, чтобы
возвести свой дом, словно крепостной вал, у ворот Газы. Его глаза ослепил
свет, льющийся из его собственного сердца, и он не заметил вспышки
смертоносной молнии. Страстное стремление к миру притупило его слух, и он не
услышал рокового выстрела из засады. Таким был Рой. Увы! Врата Газы

оказались слишком тяжелыми для его плеч, и под их тяжестью он пал’.

Документальный фильм о Рои Ротберге – https://www.youtube.com/watch?v=Pk8rjffLziY האמנם קמל הפרח – YouTube

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com