fbpx
Музыка

«Ханох Левин – опера» возвращается!

Photo by © Yossi Zwecker

Это была такая удача и такой горячий прием  у публики, что неудивительно и ожидаемо, что  «Ханох Левин – опера», премьера которой  прошла в самом конце января этого года,  вновь будет показана на сцене Оперного театра в Тель-Авиве еще шесть раз:  14, 15 и 16 июня,  31 июля и 1 и 2 августа 2024 года.

По просьбам зрителей, после восторженных отзывов и восторженных откликов – и это именно так! –  Израильская Опера ближайшим летом  повторяет одну из самых удачных, заметных и ярких постановок сезона, оперу оригинальную, удивительную и ни на что не похожую.
Ханох Левин гений на все времена и нельзя было не написать на его тексты потрясающую музыку и нельзя было не поставить именно такой спектакль (режиссер – Ширит Ли Вайс), когда не различить, где смех сквозь слезы и слезы сквозь смех, горечь и улыбки, радость и рыдания, мгновенное узнавание героев и себя в них. Это не лесть и не пародия, и даже не кривое зеркало и вообще не зеркало – это просто мы сами.
Пьесы Левина – вне времени, ведь парадоксы существования не меняются. И старые армейские песни или вечный припев «Лондон меня не ждет» становятся такими сегодняшними…
Это собрание песен, образов, скетчей, героев, эскизов отрывков из пьес, из просмотренных спектаклей. Это безусловная ирония и безусловная любовь. Это молодые певцы и музыканты, для которых тексты Ханоха – уже история, но история , как известно, повторяется.
Это – продолжение «Теодора» Йонатана Кнаана,  рождение современной израильской оперы.  Кнаан – один из пяти композиторов «Ханох Левин – опера» наряду с Йоси Бен-Нуном, Давидом Зеба, Йонатаном Керетом и Рони Решеф.
А сама постановка – яркая, легкая, буффонадная, кабаре – но в трагедии, трагедия – но в сатире, сатира – но не площадная. Это опера для всех, кто готов выйти на площадь. Кто готов что-то делать, а не только рассуждать.
Это опера – для всех. И в данном  случае,  это – только комплимент.

Photo by © Yossi Zwecker

Photo by © Yossi Zwecker

Сочетание «Ханох Левин и опера» не новое. Одноактная опера по пьесе «Шиц» Ханоха Левина с музыкой Йони Рехтера в постановке Идо Риклина была представлена в июле 2015 года в Тель-Авиве к 30-летию Израильской Оперы. До этого произведение Ханоха Левина в оперном варианте ставилось в январе 2010 года – «Мальчик спит» с музыкой Гиля Шохата. Идо Риклин, ставший драматургом Израильской Оперы, в прошлом сезоне поставил «Теодора». А затем  Идо Риклин и Ширит Ли Вайс (та самая, что придумала под занавес прошлого сезона чудесный сценический вариант «Реквиема» Моцарта) подобрали и скомпилировали отрывки из произведений Ханоха Левина в новой оперной постановке, которая так и называется «Ханох Левин – опера».
Музыку для «Ханох Левин – опера» написали 5 израильских композиторов. Каждый дал свою трактовку воплощенным на оперной сцене печальным и забавным, нелепым и столь узнаваемым, отталкивающим и человечным персонажам великого израильского драматурга.
Итак, 11 частей, 5 композиторов, 10 солистов и один-единственный неповторимый в израильской драматургии последних поколений Ханох Левин.
Эта оперная постановка непохожа на всё, что мы видели раньше, несмотря на расцвет израильской оперы в последние годы. Смех и слезы, разочарование и надежда, глубины нежных душ и грубая телесная оболочка – таковы первые ассоциации, когда речь заходит о драматургии Ханоха Левина и о новой оригинальной израильской оперной постановке со столь неоднозначными персонажами.

Пять композиторов, написавших музыку к этой постановке на различные прозаические и поэтические тексты, а также отрывки из пьес Ханоха Левина, создали не просто оперу, а музыкально-театральное действо. Участники этой пятерки представляют разные поколения: Йоси Бен-Нун Давид Зеба, Йонатан Кнаан, Йонатан Керет и Рони Решеф. Вместе они создали музыкальный мир, полный юмора, боли и эмоций. Каждый композитор привнес свой неповторимый музыкальный язык, а Идо Риклин и Ширит Ли Вайс составили из текстов и музыки эффектную сценическую мозаику.

Photo by © Yossi Zwecker

Photo by © Yossi Zwecker

Идо Риклин использовал тексты из произведений, написанных в разные периоды творчества Левина: «Торговцы резиной», «Яакоби и Лайденталь», «Холостяки и холостячки», «Убийство», «Шиц», «Жиголо из Конго» и др. Он также использовал известные поэмы Левина: «Лондон», «Я живу изо дня в день», «Ты, я и следующая война», различные скетчи и несколько «детских песенок», написанных Йоси Бен-Нуном – единственным композитором из «пятерки», который имел честь работать с самим Ханохом Левиным и сочинил музыку к некоторым пьесам, им поставленным.
Над сценографией этой постановки работали талантливейшие израильские мастера: художник-постановщик Адам Келлер, художник по костюмам Уля Шевцова и художник по свету Надав Барнеа. Вместе с режиссёром Ширит Ли Вайс они превратили каждый скетч, каждый отрывок текста в отдельный, крошечный и в то же время необъятный мир с неповторимым колоритом, стилем и приметами эпохи. Герои Ханоха Левина появляются и проявляют свои характеры в переломные моменты истории личной и общей, а знакомые всем образы добавляют в постановку целые театральные пласты, наделяя ситуации дополнительным смыслом.

«Сочетание текстов Ханоха Левина, оперной музыки, невероятных ситуаций и событий раскрывает суть самых человечных, забавных, горьких, болезненных и вызывающих сострадание моментов, – говорит Ширит Ли Вайс. – Но именно эта многослойность постановки плюс музыка, придающая тексту иную временную характеристику, предоставляет много свободы, много возможностей. В каждой сцене есть свой сюрприз, свой сюжет. В каждый момент постановки мы имеем дело с человеческим поведением, иногда нелепым, но полным сострадания и боли. Даже в небольших мизансценах проявляется сила драматургии Ханоха Левина».
Композитор и дирижер Давид Зеба добавляет: «Тексты Ханоха Левина, помимо всего прочего, обладают редкими качествами оперного либретто. Они не ходят по кругу – эти тексты ясны благодаря очищенным от всего лишнего, иногда до болезненности точным фразам; эти тексты поднимаются из глубин неприглядности и страданий – к выходу или к катастрофе».

Photo by © Yossi Zwecker

Photo by © Yossi Zwecker

«Ты, я и следующая война. Когда мы рождаемся, она уже нас поджидает – следующая война. Когда стучат в дверь, то нас снова трое – ты, я и следующая война. И когда все закончено, нас по-прежнему трое – следующая война, ты и фотография на стене». Это фразы из первой пьесы уроженца польско-еврейской семьи Ханоха Левина «Ты, я и следующая война», поставленной в 1968 году в студенческом театре Тель-Авивского университета, где Левин изучал литературу и философию. Тогда этот спектакль вызвал бурю, а Левина сразу признали нарушителем общественного спокойствия, восставшим против принятых норм. За более чем полвека не изменилось ничего: те же проблемы, тот же трепет сердца, смех и рыдания, абсурд.

Широкую известность Ханох Левин получил как автор скандальных политических спектаклей и сатирического кабаре. Сегодня поэт и драматург Ханох Левин (1943-1999) – важнейшая фигура современной литературы Израиля, признанный классик израильской драматургии. Его произведения ставят на театральных сценах по всему миру, его стиль узнаваем с первой фразы, с первой сцены. Его провокационные пьесы полны иронии и самоиронии, жесткости и отчаянного сарказма, и одновременно – величайшей нежности и любви по отношению к непутевому человеческому роду. Левин часто писал комедии и сатирические скетчи, но до чего же они все-таки грустны, несмотря на смех.
Ханох Левин сам ставил свои пьесы на сценах различных театров. Критики писали: «Для него не существует табу, он демонстрирует людские слабости и прегрешения, заставляя зрителей смеяться над собственными неврозами, над абсурдным и отчаянным складом человеческой жизни».
Ханох Левин упивался горечью жизни и ее сладостью; он знал, что такое смерть и не боялся ее. Часто героев Левина сравнивают с чеховскими. Чеховские персонажи появляются в его знаменитом «Реквиеме». Герои Левина бедные, голодные, страдающие, пережившие в жизни массу унижений, растоптанные и растерянные, живущие тяжко, муторно. Все они в конце концов счастливы, разглядев в самой беспросветной серости существования его смысл.

Photo by © Yossi Zwecker

Photo by © Yossi Zwecker

Всего Ханох Левин создал 56 пьес, а также множество сатирических и театральных скетчей и прозу. При жизни драматурга на израильских сценах были показаны 33 его пьесы, 22 он поставил сам. Невозможно сказать, какая его пьеса наиболее известна в Израиле, где театралы знают названия всех его работ. Но за границей, пожалуй, более всего популярен «Реквием» («Ашкава»), ставившийся в десятках странах. При упоминании имени Ханоха Левина тут же вспоминаются такие спектакли, как «Торговцы резиной», «Убийство», «Хефец», «Крум», «Плаксы», «Болтовня» (спектакль, поставленный в 1995 году в «Камерном» Робертом Стуруа), «Романтики», «Королева ванной», «Яакоби и Лайденталь», «Прекрасная женщина внутри каждого из нас», «Якиш и Пупче».

На спектакли по пьесам Левина ходят все: снобы и работяги, студенты и пенсионеры, репатрианты и старожилы. На его спектаклях плачут и смеются, а в диалогах и монологах его героев важно каждое слово, их простые печальные фразы запоминаются сразу. После окончания его спектаклей всегда раздается шквал аплодисментов – признание АВТОРУ, знавшему человеческую натуру так, как мы сами себя не знаем.
Когда Левина в единственном сохранившемся интервью спросили, почему он выбрал именно театр, он сказал, что, когда видишь нечто разыгранным на сцене, это действует гораздо сильнее. А еще потому, что, когда пишешь для театра, ты не называешься писателем, и то, что ты пишешь, – это не литература и даже не совсем «культура».
Пьесы Левина – вне времени, ведь парадоксы существования не меняются.
Культовый писатель, провокационный драматург и режиссер, нарушитель общественного спокойствия, он был признан классиком еще при жизни, пройдя путь от неприятия до всенародной любви.

Photo by © Yossi Zwecker

Photo by © Yossi Zwecker

*****

«Ханох Левин – опера»
Дирижер – Давид Зеба.
Режиссер – Ширит Ли Вайс
Музыкальный руководитель Оперы – Дан Эттингер
Художник-постановщик – Адам Келлер
Художник по костюмам – Уля Шевцов
Художник по свету – Надав Барнеа
Либретто – Идо Риклин

Участники постановки:
баритон Одед Райх,
сопрано Яэль Левита,
меццо-сопрано Анат Чарны,
сопрано Даниэла Скорка,
баритон Яир Полищук,
сопрано Том Коэн и Сиван Керен,
меццо-сопрано Тамара Навот,
тенор Ади Эзра и бас Йоав Аялон.
17 музыкантов Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы располагаются на сцене и становятся полноценными участниками драматической и постановочной ткани спектакля.

Даты представлений
Пятница | 14.06.2024 | 13:00
Суббота | 15.06.2024 | 21:00
Воскресенье | 16.06.2024 |20:00
Среда | 31.07.2024 | 20:00
Четверг | 01.08.2024 | 20:00
Пятница | 02.08.2024 | 13:00

Оперный театр  Тель-Авива им. Шломо Лахата (бульвар Шауль ха-Мелех 19, Тель-Авив).
Билеты в кассе Оперного Театра по телефону 03-6927777 или в «Браво»: https://bit.ly/41OvHAZ

Текст  –  © Маша Хинич. Photos by © Yossi Zwecker

ПиарагентствоSofia Nimelstein PR & Consulting

 

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com