Балет

Экзотичность, красочность и таинственность – «Жар-Птица и «Шехерезада» в апреле в Израиле

Балет "Жар-птица". Фото © Елена Пушкина

Заглавное  фото –  балет “Жар-птица”. Фото © Елена Пушкина

Музыка великих композиторов, декорации великих художников, новаторская хореография, замечательные танцы, волшебное зрелище – все это относится к балетам Фокина, поставленным им для «Русских сезонов» Дягилева в начале XX века.

«Русские балетные сезоны» поражали публику в Париже, Лондоне, Риме и во всех крупных европейских столицах, вписав новую страницу в истории мировой культуры. Израильтянам предоставляется возможность познакомиться с жемчужинами «Русских сезонов», зарожденных Сергеем Дягилевым и возрожденных Андрисом Лиепой, когда в апреле 2020 года в Иерусалиме и Тель-Авиве будут показаны легендарные, замечательные балеты Михаила Фокина «Жар-Птица» и «Шехерезада», ставшие в свое время сенсацией. Парижский критик Анри Геон писал: ««Шехерезада» разделяла успех с «Жар-птицей». «Жар-птица», плод сотрудничества хореографа, композитора и художника, представляет собою чудо восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами».

Балет «Шехерезада». Фото © Елена Лапина

Балет «Шехерезада». Фото © Елена Лапина

 

Михаил Фокин – хореограф-реформатор, основатель современного русского балета. Такими постановками как «Шехерезада» и «Жар-птица» с их роскошью и вакханалией плясок, с пряным раем магии танца, с бешеной энергией, он бросал вызов шаблонным, статичным балетным постановкам ХIХ века. Премьера «Жар-птицы» на музыку Игоря Стравинского и «Шехерезады» на музыку Римского-Корсакова, состоявшаяся в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Парижской опере в 1910 году вызвала сенсацию.

В партии Зобеиды на премьере «Шехерезады» выступила знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн, в партии Золотого раба — не менее знаменитый Вацлав Нижинский.

В «Жар-Птице» главные роли танцевали великая Тамара Карсавина и сам Михаил Фокин. Парижанки после этих представлений начали украшать свои салоны в яркой палитре восточной роскоши и декораций «Шехерезады» и носить костюмы в стиле «Жар-Птицы». «Шехерезада» и «Жар-Птицы» стали не только «гвоздем» «Русских сезонов» в Париже, но и оказали огромное влияние на культуру и моду своей эпохи. Костюмы и декорации были сделаны лучшими театральными художниками того времени: Александром Головиным и Львом Бакстом для «Жар-птицы», Бакстом – для «Шехерезады», занавес для балета «Шехерезада» расписал сам Валентин Серов. Для проекта Андриса Лиепы костюмы были заново сшиты по хранящимся в Третьяковской галерее эскизам и по уцелевшим фотографиям первых исполнителей спектакля – легендарных танцовщиков Тамары Карсавиной и Адольфа Больма.

Балет «Жар-птица». Фото © Елена Пушкина

Балет «Жар-птица». Фото © Елена Пушкина

Сами же красочные и эмоциональные балетные спектакли были с тщательностью восстановлены в 1993 году Андрисом Лиепой совместно с Изабель Фокин (внучкой Михаила и Веры Фокиных) и вошли в репертуар Мариинского театра. Именно с этих двух шедевров основателя современного русского балета Михаила Фокина началось их второе – современное нам – триумфальное шествие по всему миру. В кругосветном путешествии на протяжении уже более 25 лет эти балеты успешно обошли ведущие театры Рима, Марселя, Дрездена, Риги, Софии, Тбилиси, Москвы. Восстановленные балеты были также сняты в 1994 году на кинопленку, и так появился фильм «Возвращение Жар – птицы», объединивший в себе три легендарных парижских балета Михаила Фокина: «Жар-птицу», «Шехерезаду» и «Петрушку». Соавторами Лиепы стали театральные художники Анатолий и Анна Нежные, восстановившие костюмы и декорации в полном объеме.

Михаил Фокин мог работать в разных стилях и направлениях. Его балеты и сегодня украшают многие сцены лучших театров мира. Имея колоссальный опыт, основанный на традиции классической школы, Фокин развивал балет в разных стилях. «Шехерезада» – яркий тому пример – это неоклассика на гениальную музыку одноименной симфонической сюиты Римского-Корсакова, где преобладает восточная тема. Источник сюжета для «Шехерезады» – памятник арабской литературы, основанный на фольклорных сказках Индии, Ирана и арабских народов, получил широкую известность в XVII веке. На русский язык сказка «1000 и одна ночь» была переведена с французского в 1760-х-1770-х годах. Римский-Корсаков стал первым композитором, который не побоялся обратиться к этому сюжету – он отпугивал многих своей жестокостью и чрезмерной откровенностью в некоторых эпизодах.

Балет «Жар-птица». Фото © Елена Пушкина

Балет «Жар-птица». Фото © Елена Пушкина

«Жар-птица» – первый балет молодого Игоря Стравинского для «Русских сезонов», в котором уже вырисовывается могучая индивидуальность музыканта, которому суждено определить важнейшие вехи музыкальной культуры XX века. В «Жар-птице» композитор воссоздал дух и плоть столь манящей в начале века стилизованной сказочной Древней Руси. По сказочности образов, по богатству оркестрового письма «Жар-птица» Стравинского остается одной из самых блестящих партитур симфонической музыки прошлого столетия. Премьера балета под названием L’Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 года во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар‑птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы – Александром Головиным. Оформление Головина, стилизованное в духе эстетических идей «серебряного века», привело в восхищение парижских зрителей. Экзотичностью, красочностью, таинственностью «Жар-птица» ошеломила и околдовала Париж.

Возрождение этих знаменитых русских балетов начала ХХ века – это проект Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы. В свое время Марис Лиепа возродил фокинский балет «Видение розы», а Андрис Лиепа восстановил уже 15 балетов из репертуара «Русских сезонов» балетной компании Сергея Дягилева, произведшей в мире танца революцию своей смелостью и новаторством и ставшей одним из самых выдающихся явлений европейской культуры начала XX века. В 2005 году Андрис Лиепа представил зрителям новый проект «Русские сезоны XXI век», включающий как реконструированные и восстановленные спектакли, так и достижения современной российской культуры. Андрис Лиепа считает, что «два этих великих балета на музыку великих композиторов, с декорациями великих художников и в традициях выдающегося хореографа по сей день остаются непревзойденными шедеврами».

Балет «Шехерезада». Фото © Елена Лапина

Балет «Шехерезада». Фото © Елена Лапина

*****

«ШЕХЕРЕЗАДА»
Одноактная хореографическая драма
Музыка – Н. А. Римский-Корсаков
Либретто, хореография – Михаил Фокин
Возобновление – Народный артист России Андрис Лиепа
Декорации и костюмы – Лев Бакст,
Восстановление костюмов и декораций – Анатолий и Анна Нежные

«ЖАР-ПТИЦА»
Балет в одном действии
Музыка – Игорь Стравинский
Хореография – Михаил Фокин, в обработке Андриса Лиепы
Декорации и костюмы – Лев Бакст, Александр Головин
Восстановление декораций и костюмов – Анатолий и Анна Нежные
Режиссер-постановщик – народный артист России Андрис Лиепа
В исполнении балетной труппы Московского музыкального театра имени Наталии Сац под руководством Георгия Исаакяна.

Оперный театр Тель-Авива имени Шломо Лахата:
16 апреля 2020 года, четверг, 20:00
17 апреля 2020 года, пятница, 13:00
18 апреля 2020 года, суббота, 20:00
19 апреля 2020 года, воскресенье, 20:00

Иерусалим, «Театрон Иерушалаим – зал «Шеровер»:
22 апреля 2020 года, среда, 20:00
23 апреля 2020 года, четверг, 20:00

Заказ билетов в кассе «Браво»: http://bit.ly/2QdsE1Q

Автор текста: Маша Хинич/ Фотографии © – Елена Пушкина и Елена Лапина – предоставлены организаторами гастролей

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top