fbpx
Балет

Знаменитая немецкая танцовщица и хореограф Саша Вальц представит в Израиле «Continu»

Заглавное фото: @ Sebastian Bolesch

С 15 по 18 мая знаменитый немецкий Театр Балета Саши Вальц Sasha Waltz & Guests представит в Оперном Театре Тель-Авива свой спектакль «Continu».

«Безотчетная, инстинктивная свобода – именно то, что я люблю» – говорит хореограф Саша Вальц, любительница экспромта, минимализма, импровизаций, абстракций, ритма, лаконизма и условностей – и следует этому кредо и трагикомедии современной действительности в своих балетах. Израильские любители балета знакомы с Театром танца «Саша Вальц и гости», который здесь уже представлял  спектакль «Тело» и танцоперу «Дидону и Эней», где действие происходило в огромном аквариуме… Волшебный аквариум – радикальное волшебство. Именно так можно обозначить хореографию Саши Вальц, которая на сей раз везет к нам «Continu», сотворенную вместе с 24 танцовщиками ее театра на натянутой дрожащей пограничной линии между хореографией и другими видами искусства, музыкой, сценографией, тонкой энергией муз и силами самой природы.

@ Sebastian Bolesch

«Continu» продолжает, согласно своему названию, серию «крупноформатных» балетов, которые Саша Вальц ставила в ведущих музеях мира в 2009 году: в отреставрированном архитектором Дэвидом Чипперфильдом The Neues Museum в Берлине и на открытии музея современного искусства, построенного по проекту самой Захи Хадид в Риме. Музыка в «Continu» разнообразна как все семь искусств, но в ней заметно выделяется композиция «Аркана» французско-американского композитора 20 века и отца электронной музыки Эдгара Вареза. К этому добавлен квартет Моцарта для гобоя и струнных, а также музыка канадца Клода Вивье и греческого композитора Яниса Ксенакиса. Музыку Яниса Ксенакиса исполняет перкуссионист Робин Шульковский.

@ Sebastian Bolesch

Варез написал «Аркана» 90 лет назад, применив в этой музыке научный подход к творчеству. Это музыка – музыка изменений, трансформаций, обновления, это «ночное извержение вулкана». Это описания нотами и звуками прометеевского искушения управлять вселенной именно при помощи звуков и музыки.

Небольшое описание «Аркана» позволит понять балет Саши Вальц:
Партитуре предпослан эпиграф из знаменитого алхимика и мастера герметической астрономии 16 века Бомбаста фон Гогенгейма, более известного как Парацельс: «Существует звезда, которая превыше всех остальных звезд. Это звезда Апокалипсиса. Вторая – это звезда утренней зари. Третья – это звезда стихий, каковых четыре. Но, помимо них, есть еще одна звезда – воображение; она порождает новую звезду и новое небо». Заглавие партитуры – Arcana (множественное число от arcanum) означает именно «таинства», причем в специальном алхимическом смысле этого слова: непознаваемые процессы, происходящие во время «трансмутации» веществ.

@ Sebastian Bolesch

Непознаваемые процессы, воображения и таинства – все это описывает и хореографию Саши Вальц, собравшей из своего творчества все самые характерные компоненты, которые за последние десять лет работы стали ее авторским знаком, как и чистое движение, не скованное земным притяжением. «Continu» – это не только танец, но и психология, так что, настраивайтесь на восприятие космоса. Саша Вальц показывает мир, в котором распадаются социальные связи. Мир, где люди превращаются в роботов. Мир, где каждый, как в природе, должен непременно найти свое место в группе вместе со своей чувственностью, искусностью и обнаженными эмоциями, со своей нестабильностью и хрупкостью.

С момента премьеры работы «Continu» в Цюрихе в 2010 году при сотрудничестве Цюрихского оперного театра и по заказу Лондонского театра Сендлера Уэльса, Саша Вальц несколько раз редактировала этот балет, окончательная версия которого была представлена в 2011 году в Зальцбурге.

@ Sebastian Bolesch

Театр Саши Вальц подарил миру такие шедевры как «Ромео и Джульетта» Берлиоза, «Дидону и Эней» Персела, «Impromptus» Шуберта, а зрители обнаружили, что тело танцовщика – всего лишь инструмент. Превращенные по замыслу режиссера в амфибий или кариатид, артисты оказались способными танцевать в воздухе и в воде. Балет соединился с оперой и преобразовался в великолепное зрелище, сотворенное художниками и конструкторами в духе философского театра.

Саша Вальц родилась в 1963 году в немецком городе Карлсруэ. Изучала танец и хореографию в Амстердаме и Нью-Йорке. Свою независимую берлинскую труппу «Sasha Waltz & Guests» Саша Вальц создала вместе с мужем продюсером Йохеном Зандигом еще в 1993 году для того, чтобы свободно экспериментировать, исследовать с помощью танца пространство, находить взаимосвязи между различными видами искусства и осваивать новые жанры. Слово «гости» в названии означало, что кроме постоянной труппы в компанию могут вливаться как другие танцовщики со стороны, танцоры разных поколений, так и музыканты, композиторы, архитекторы, драматические артисты и другие. Вальц и ее муж-продюсер Йохен Зандиг ставили на то, что в ближайшие 20-30 лет после падения Берлинской стены, столица объединенной Германии превратится в грандиозную стройку, за которой будет наблюдать весь мир. Так что, уже в 1996 году Саша Вальц организовала авангардный культурный центр «Софиензале», переоборудованный из заброшенных мастерских начала 20 века. Центр открылся спектаклем с символичным названием «Аллея космонавтов», отсылающим к «советской» эпохе. Проект был посвящен истории семьи, проживающей в немецкой «хрущевке». В 2006 году на берегу Шпрее заброшенная насосная станция была преобразована в Radyal System – площадку для многочисленных музыкальных фестивалей, а также в концертно-театральную базу для четырех коллективов – хореографической труппы Sasha Waltz & Guests, Берлинской Академии старинной музыки, ансамбля солистов «Калейдоскоп» и Vocal consort Berlin.

@ Sebastian Bolesch

В 2000-2005 гг. Саша Вальц успешно работает в берлинском театра «Шаубюне». Ее интересы перемещаются в метафизическую плоскость. Как исчезает наша физическая сущность? Что дает телу знание о его смертности? «Тела», «S», «noBody», хореографическая инсталляция «insideout» на музыку современного британского композитора Саундерса поставили ее имя в один ряд с лучшими немецкими хореографами 20 века – Мэри Вигман, Пиной Бауш, Джоном Ноймайером. Сегодня же, в иерархии немецкого танцевального театра Саша Вальц занимает место на самой вершине, унаследовав престол после смерти Пины Бауш. Среди работ, созданных в этот период, «Тела», «S», «noBody», хореографическая инсталляция «insideout». В 2004-м году Вальц поставила «Impromptus» на музыку Шуберта, а в конце 2004 труппа «Саша Вальц и гости» снова стала независимой, и Вальц начала ставить оперные спектакли.

@ Sebastian Bolesch

Первым была опера «Дидона и Эней» Перселла, премьера которой состоялась в «Гранд-театр де Люксембург» и в берлинской «Staatsoper». В этих же двух театрах в 2007 была представлена вторая оперная постановка Вальц – «Медея» на музыку Паскаля Дюсапена и либретто Хайнера Мюллера. В 2007 она стала автором хореографического решения «Ромео и Джульетты» в Парижской Опере на музыку Драматической симфонии Берлиоза. Затем в 2008 последовал музыкально-хореографический проект «Охоты и формы» на музыку Вольфганга Рима совместно с «Ensemble Modern», премьера прошла во Франкфурте-на-Майне.

В июне 2010 в Цюрихе был представлен балет «Continu», а в октябре в парижском «Театре Елисейских полей» – хореография к опере Дюсапена «Страсть». В мае 2011 опера «Matsukaze» японского композитора Тосио Хосокавы в хореографии Вальц была дана в театре «Ла Моннэ» в Брюсселе. В январе 2012 танцевальный концерт (новая форма, которую придумали совместно Вальц и композитор Марк Андре) «Gefaltet» открыл зимний зальцбургский фестиваль «Mozart Woche» («Неделя Моцарта»). В декабре 2012-го балет «Ромео и Джульетта» был перенесен на сцену «Ла Скала». А в мае 2013 Саша Вальц представила в Мариинском театре «Весну священную».

В группе «Sasha Waltz & Guests» есть танцоры со всего мира, в том числе, и израильтяне: Михаль Муалем, Идан Йоав и Яэль Шнель, которая также является хореографом- координатором репетиций.

******

Sasha Waltz & Guests. Continu. С 15 по 18 мая 2019. Тель-Авивский оперный театр имени Шломо Лахата.
Хореография – Саша Вальц
Сценография – Томас Шенк, Пие Майер Шривер и Саша Вальц
Художник по костюмам – Бернд Скодзиг
Художник по свету – Мартин Хок
Драматург – Йохен Сандиг
Музыка – Эдгар Варез, Моцарт, Клод Вивье, Янис Ксенакис
Перкуссионист – Робин Шульковский

Продолжительность спектакля – два часа с антрактом.
Билеты – в кассе «Браво»: https://bit.ly/2O4RkXZ

Линк на видео: https://vimeo.com/16402811

Текст подготовила Маша Хинич. Photos by Sebastian Bolesch

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com