fbpx
Tel Aviv Global

Бен Хагари. «Завещание гончара» и воля художника

Те, кто прочитают название выставки израильского художника Бена Хагари в Тель-Авивском музее на английском языке – «Potters will» , да еще и не поленятся саму эту чудную выставку-инсталляцию увидеть – так вот, те поймут, что уже в самом названии заложена игра. Игра слов: will – означает воля, завещание; wheel – колесо, а игра со словами, игра в театр, с предметами и с видео на любом языке Бену Хагари, три года назад перебравшемуся из Тель-Авива в Нью-Йорк, чтобы поучиться в Колумбийском университете, знакома сызмальства. Его мать работала в Камерном театре, он вырос за кулисами, учился в школе искусств Тельма Елин в Тель-Авиве и, возможно, поэтому философская парочка «творец-создание» вошла в его работы уже давно и прочно там поселилась. И еще: он стал первым израильским художником, получившим новый приз в области израильской культуры – приз Хеми Фрухтера, который начиная с 2015 года выдается «молодому многообещающему израильскому художнику в области видео-арта в начале его профессиональной карьеры».

34 года – по нынешним меркам это еще молодость, многообещающий – о, да! А вот профессиональная карьера началась еще в гимназии, где педагогами Бена Хагари были такие известные мастера, как Боаз Арад и Гай Бен-Нер. Но такая вот музейная выставка-инсталляция в Тель-Авивском музее – да первая. Но не единственная, так как одновременно открылась абсолютно идентичная экспозиция «Завещание гончара» (или «Воля горшечника» – резвитесь, филологи) в музее “Роз” при Бостонском университете Брандайз в Массачусетсе в США – The Rose Art Museum (Brandeis University). Для этих двух выставок Бен Хагари выстроил два одинаковых «выставочных комплекта», совпадающих до мельчайших деталей.

Инсталляцию «Завещание гончара» – театр и кино, сцена и экран – Бен Хагари создавал два года, сочетая видео-арт и гончарное искусство, технологии и крафт, глину и оцифрованный фильм, движущее изображение и крутящуюся сцену-мастерскую гончара со скоростью 90 оборотов в минуту – всё убыстряющийся жизненный повторяющийся цикл, стремительно вращающийся подиум, сиречь гончарный круг, на котором на фоне горшков и кувшинов разыгрывается очередная страница вечного мифа про отношения творца и творения, отца и сына, Пигмалиона и Галатеи, огня и холода – глину ведь обжигают, чтобы она приобрела застывшую форму.


Видео-ролик с глиняным големом в подвале (Голем рожден на гончарном круге на соседствующей с экраном сцене) был снят в Нью-Йорке в подвале красного кирпича, а кувшины и горшки были слеплены из красной глины настоящим мастером гончарного дела  – американцем по имени Пол Шалефф,  причем два раза – для Тель-Авива и для Бостона. В роли глиняного чудища на глиняных ногах (или кувшина) снялся сам Бен Хагари, всегда, впрочем, гримирующийся и перерождающийся в главного героя своего видео-арта, на сей раз путешествующего по  подвалу – из темноты к свету огня.  Героя, выводящего на авансцену искусство как предмет дискуссии, метафоры, как суть размышлений, философствования. В карусели мифа о первобытном человеке и глине-земле вспоминается и начало книги Берешит (тем более, что Голема обвивает змей-искуситель), и рассказ о создании Голема, который на выставке вырывается из своего заточения в темном подвале на залитую светом сцену-подиум. Свет и тьма – еще один двойной символ этой выставки, как и двойные вопросы идентичности и территории – без этого ни один израильский художник не обойдется. И неважно, идет ли речь о трагикомическом абсурдном видео или глиняной сцене-мастерской, об ассоциациях культурных и исторических, технологических или мифических или о создании главного сосуда создания – человеческого сознания по воле горшечника-творца.

Все детали мастерской на подиуме – сами горшки и кувшины, инструменты, стул и стол – вращаются вокруг центральной оси. Сам гончар на сцене отсутствует, но деяния его оживают на видео-экране, изображение на котором синхронизировано с вращением гончарного круга – подиума-мастерской, напоминая еще и о таком символе как колесо и центр мира. Так что же – мир вертится вокруг нас, или мы его вращаем сами, или всё,  как на этой  выставке ,  вертится вокруг кувшина, глины и воли гончара? А что же делает Бен Хагари? Разрушает глиняный миф, разбивает кувшин, чтобы добраться до сути, приглашая с собой и зрителей, которые благодаря соседству «сцена-экран» в одном зале, оказываются внутри пространства выставки и мифа о Големе – мифа, вращающегося вокруг них в темноте негатива и сполохах света – позитива, между стертыми гранями понятий «на сцене» и «за кулисами».

Все вместе – сцена, экран, глина, кувшины, видео, Голем, отсутствующий «зримо», но присутствующий незримо гончар-создатель напоминает сюрреалистический маскарад – очередной придуманный мир абсурда и иллюзий, как-то было и прежних работах Бена Хагари о маятнике, часах с кукушкой и говорящем попугае в одном из самых известных его видео  – «Invert» 2010 года, в которой был показан ирреальный мир, где цвета, и тень поменялись местами, а герой пытается научить попугая говорить, произнося слова в обратном порядке. Голема Хагари тоже уже создавал, но формуя человеческую фигуру не из глины, а из овощей в видео «Fresh» 2014 года, отдавая дань Джузеппе Арчимбольдо.

34-летний Бен Хагари родился в Тель-Авиве, учился в школе искусств Тельма Елин, получил первую академическую степень в колледже Бейт-Берл, где был главой отделения видео в период с 2009 по 2012 год. Вторую академическую степень в области искусства он получил в Колумбийском университете в Нью-Йорке, куда переехал три года назад со своей женой – художницей Офрой Лапид.

Бен Хагари. «Завещание гончара».
Куратор – Анат Данон-Сиван
Выставка продлится до 2 июля 2016 года.

Сайт музея – http://www.tamuseum.org.il/
Сайт выставки «Завещание гончара» – http://www.tamuseum.org.il/abouttheexhibition/benhagaripotterswill
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье – закрыто; понедельник, среда, суббота – с 10-00 до 18-00; вторник, четверг – с 10-00 до 21-00; пятница – с 10-00 до 14-00.
Страница Бена Хагари в фэйсбуке –
https://www.facebook.com/ben.hagari?fref=ts
Сайт художника – benhagari.com

Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top