Заглавная иллюстрация -. אלי שמיר. אורי בן-דרור במשתלה. . 2018 Elie Shamir. Uri Ben- Dror at theNursery, 2018. Oil on canvas, 130×180 cm (scan: StudioHC Editions)
В последний день високосного месяца этого недоброго високосного года… 29 февраля, в Герцлийском Музее Современного искусства открылась выставка «Время портрета II» – Portrait Time II – кластер из 6 персональных выставок и одной экспозиции из собрания музея. Выставка Эли Шамира «Время портрета» – часть общей «Время портрета II» – расположена в нижнем зале Герцлийского музея современного искусства – в зале, словно утопленном в землю, погруженном в податливую мягкую почву. Лучше места не представить. Картины Эли Шамира – о земле, о стране, о деревне, о поколении, словно вросшем в эту почву – в эти темные комья земли, в эту взрытую, вспаханную, влажную, потрескавшуюся от суховеев почву.
Эли Шамир родился в 1953 году в пейзаже – то есть в Долине, в Эмек-Изреэль, в кибуце Кфар-Иегошуа. Его картины – реалистичны, зачастую автобиографичны, в них легко (зачастую нарочито легко) прочитать цитаты и увидеть влияние шедевров мировой живописи. И, конечно, его картины – это диалог. В первую очередь – с местом, то есть, с Долиной. Во вторую – с мифом о Долине. Его картины могут стать иллюстрациями к романам Меира Шалева, и к тому, что описанное в них превращается в миф, распадается, размывается временем, процессами перемен. Потому что сегодня «Долина» – это просто полтора езды от центра страны, это не дальний край, не сгусток идеологии между горами. Земля на его картинах зачастую пересохшая. Может, так выглядит сам миф в его глазах: как засохшая глина, превращающаяся в исчезающую пыль? Исчезающую, как энтузиазм и героизм халуцианцев.
![אלי שמיר שותל בחורף, 2006 שמן על בד, 100 על 150 ס"מ אוסף פרטי (צילום: אברהם חי) Elie Shamir Planting in Winter, 2006 Oil on canvas, 100x150 cm Private collection (photo: Avraham Hay)](https://i1.wp.com/www.israelculture.info/wp-content/uploads/2020/04/Elie-Shamir-3-Medium.jpg?resize=620%2C413&ssl=1)
אלי שמיר שותל בחורף, 2006 שמן על בד, 100 על 150 ס”מ אוסף פרטי (צילום: אברהם חי) Elie Shamir Planting in Winter, 2006 Oil on canvas, 100×150 cm Private collection (photo: Avraham Hay)
Эли Шамир неустанно, подобно пахарю возделывающему землю, пишет свои огромные реалистичные полотна. На всех: Кфар-Иегошуа – кибуц в долине Эмек-Изреэль. Кибуц основанный его дедом, кибуц, где жил отец Эли Шамира и по сей день живет сам художник, пытающийся живописью отстаивать ценность работы на земле, пересказать семейные истории, понять кто такой «новый еврей» и описать эрозию ценностей, отобразить старость, выразить дух, отцов-основателей и пионеров Долины. Земля, пахота, диалог с великими мастерами и собственный мир Эли Шамира – портрет общества и культуры, портрет сущности бытия в ландшафте долины с ее черно-красной почвой, темно-зелеными кронами деревьев, ярко-зеленые саженцами, пылью, сухостью, дымкой, прямыми солнечными лучами, жарой и волнами рифленых возделанных полей. Мир «артиста» в кибуце – то есть с точки зрения окружающего общества человека, отлынивающего от работы на земле.
Эта экспозиция стала частью сотрудничества между Герцлийским Музеем современного искусства и музеем «Мишкан ле-Оманут» в Эйн-Харод, где уже проходила персональная выставка работ Шамира и должна в мае открыться новая. «Должна» – но что и как будет пока не известно. Но раз уж взяла интервью, то есть текст, а тексты – для того, чтобы их публиковать.
Эли прикрепляет микрофон диктофона к воротнику рубашки. «Сейчас ты услышишь биение моего сердце» – обещает он. Услышу и увижу – на картинах.
![אלי שמיר פרידה, 2012 שמן על בד, 175x237ס"מ אוסף פרטי (סריקה: סטודיו HC Editions) Elie Shamir Farewell, 2012 Oil on canvas, 175x237 cm Private collection (scan: StudioHC Editions)](https://i1.wp.com/www.israelculture.info/wp-content/uploads/2020/04/Elie-Shamir-7-Medium.jpg?resize=620%2C457&ssl=1)
אלי שמיר פרידה, 2012 שמן על בד, 175×237ס”מ אוסף פרטי (סריקה: סטודיו HC Editions) Elie Shamir Farewell, 2012 Oil on canvas, 175×237 cm Private collection (scan: StudioHC Editions)
– Эли! Как вы отбирали работы для нынешней выставки «Время портрета» – выставки между выставками? В прошлом году прошла ваша совместная с Ади Несом экспозиция «Мифология земли» в музее Эрец-Исраэль, вскоре должна открыться выставка ваших пейзажей в музее Эйн-Харод, вместе с которым выпускается совместный каталог. Ваши полотна – это эпические рассказы о человеке в пейзаже. Каждая картина – это сцена, потрет, пейзаж, сама жизнь в общем-то.
– Для меня «Время портрета» – это, прежде всего, портрет поколения. Даже поколений. Моего, моего отца, моего деда. Важно, что в Герцлии представлены несколько работ, специально для этой выставки написанные. Так что это экспозиция – ни в коей мере не повторение «Мифологии», но в какой-то мере предисловие к выставке в музее «Мишкан ле-Оманут» в кибуце Эйн-Харод. Но там будет совсем иной подход, иная концепция. Здесь, в Герцлии, представлены не только мои большие картины, но и работы на бумаге. Рисунки – портрет отца перед смертью, портреты бабушки, матери… Не только моих ушедших родных, но и всего первого поколения – основателей Кфар-Йегошуа, приехавших в Эрец-Исраэль из Украины, Белорусии, Польши. Они были движимы идеями сионизма, социализма, работы на земле…
– Всем тем, что ушло…
– То, что происходит сегодня – это отвержение прежних идей, а я свои картинами пытаюсь вернуть пусть не сами идеи, но уважение к прежним поколениям, к крестьянскому труду, к сельскому хозяйству.
– Возможно, что после этого столь смутного периода пандемии, кто-то и вернется к работе на земле, к «авода иврит».
– Если будет куда вернуться. Моя долина практически на грани исчезновения. Правительство планирует построить недалеко от Кфар-Йегошуа аэродром, это окончательно разрушит природу долины и жизнь в кибуце. А там и так сейчас нелегко – и с экономической точки зрения и с социальной.
![אלי שמיר אבא בנוף עם אש, 2004 שמן על בד, 100x150 ס"מ אוסף UBS (צילום: אברהם חי) Elie Shamir Father in the Landscape with Fire, 2004 Oil on canvas, 100x150 cm UBS Art Collection (photo: Avraham Hay)](https://i2.wp.com/www.israelculture.info/wp-content/uploads/2020/04/Elie-Shamir-6-Medium-1.jpg?resize=620%2C436&ssl=1)
אלי שמיר אבא בנוף עם אש, 2004 שמן על בד, 100×150 ס”מ אוסף UBS (צילום: אברהם חי) Elie Shamir Father in the Landscape with Fire, 2004 Oil on canvas, 100×150 cm. UBS Art Collection (photo: Avraham Hay)
– Что для вас значит Кфар-Йегошуа?
– Для меня это – центр мира. Амоз Оз говорил, что центр мира писателя там, где писатель находится в данный момент. Но для меня Кфар-Йегошуа оставался центром мира всегда, хотя когда мне исполнилось 18 лет, я призвался в армию, потом учился в «Бецалеле», прожил 18 лет в Иерусалиме, затем 4 года в Бостоне. Даже в Бостоне я рисовал свою долину – в экспрессивном стиле, портреты крестьян в духе «Портрета старого садовника» Сезанна. Я вернулся в кибуц через 22 года отсутствия и даже успел помочь отцу в работе на земле. Я могу рисовать Нью-Йорк или Тель-Авив – но это не мое место. Я – третье поколение в Кфар-Йегошуа, родился в этом кибуце, как и мой отец, а мой дед был одним из его основателей. Сейчас работаю над бронзовой скульптурой в честь первых поселенцев Долины – и ее установят в моем кибуце.
– Вы – активный член кибуца?
– Да, я участвую в социальной и общественной жизни. Как могу, конечно. Как художник. Вот, к примеру, сделал статую архитектора Ричарда Кауфмана, спроектировавшего в 1920-х годах Герцлию, Кфар-Иегошуа и Эйн-Харод в соответствии с идиллией – с идеалами города-сада, подчеркнув ценность культуры в жизни общины.
– На выставке в Герцлийском музее представлены портреты времени или время портретов? Название можно трактовать по–разному, играя словами. С чем играете вы – с понятием портрета или с явлением времени?
– Я создаю портреты истории, или точнее, картины, относящиеся ко времени, к истории прошлой, к определенной ситуации, к современной истории.
– Что бы вы не писали – портрет или пейзаж?
– Я четко для себя разделяю, что рисую: чистый портрет или чистый пейзаж. А потом их соединяю. Не стоит пытаться разнести мои работы по определенным категориям. Я думаю не о классификации этих полотен, а о том, что в земле и в природе – бесконечная сила, что может после этой выставки люди станут человечнее, приедут в Долину, обратятся к ней. А может, начнут искать человека в себе, задумаются о смерти. Портрет – это выражение тоски по времени, которое прошло навсегда, это стремление удержать преходящее мгновение, это напоминание о неизбежности смерти.
![אלי שמיר קבורה בכפר-יהושע, 2019 שמן על בד, 240x180ס"מ (סריקה: סטודיו HC Editions) Elie Shamir Burial at Kfar Yehoshua. Oil on canvas, 240x180 cm (scan: StudioHC Editions)](https://i0.wp.com/www.israelculture.info/wp-content/uploads/2020/04/Elie-Shamir-1-Medium.jpg?resize=620%2C466&ssl=1)
אלי שמיר קבורה בכפר-יהושע, 2019 שמן על בד, 240×180ס”מ (סריקה: סטודיו HC Editions) Elie Shamir Burial at Kfar Yehoshua. Oil on canvas, 240×180 cm (scan: StudioHC Editions)
– Почему?
– Потому что человечность особо проявляется, когда мы видим смерть. Люди должны увидеть себя, свою силу и свою слабость. На моих картинах много земли – а в земле тоже есть сила и слабость. Человек стоит на земле – и земля отдает ему что-то. И это что-то и есть возможность разглядеть человечность.
Эли Шамир рассказывает о своих картинах (которые также и показываются в этом аудио-видео-файле) и о Кфар-Йегошуа – его центре мира, его микрокосмосе.
https://www.youtube.com/watch?v=mCK0gth4wfc
Сайт Эли Шамира – http://elieshamir.com/
На выставке в Герцлии ( и когда-нибудь в Эйн-Хароде) будут представлены фрагменты документального фильма Бена Шани, который снимал Эли Шамира с 2011 года.
![אלי שמיר אבא ואני בגודל טבעי, 2011 שמן על בד, 320x206ס"מ, אוסף קלי (צילום: רן ארדה) Elie Shamir Father and I – Life-Size, 2011 Oil on canvas, 320x206 cm Kali Collection (photo: Ran Erde)](https://i1.wp.com/www.israelculture.info/wp-content/uploads/2020/04/Elie-Shamir-4-Medium.jpg?resize=620%2C395&ssl=1)
אלי שמיר אבא ואני בגודל טבעי, 2011 שמן על בד, 320×206ס”מ, אוסף קלי (צילום: רן ארדה) Elie Shamir Father and I – Life-Size, 2011 Oil on canvas, 320×206 cm Kali Collection (photo: Ran Erde)
****
Казалось бы, сложно сделать выставку лучше предыдущей – Portrait Time I, но Айе Лурье – директору и главному куратор музея вместе с группой со-кураторов это удалось. Вот имена участников Portrait Time I I:
Леонид Балаклав с экспозицией «Пинакотека» – портреты на дереве, сродни фаюмским. У каждой этой доски-портрета – своя удивительная история.
Ян Раухвергер – два зала, 40 работ под общим названием «Большой пардес». Омаж и homage!
Идо Маркус. Его супер-интересный-живописный проект называется «Вариации на тему 1679.jpg». Замереть и не сдвинуться с места – буквально (впрочем, как и перед картинами остальных участников).
Эли Шамир – в прошлом году его совместная с Ади Несом выставка «Мифология земли» проходила в музее «Эрец-Исраэль». А его экспозиция в Герцлии так и называется – Portrait Time. Что Эли Шамир думает о времени, портрете и земле – об этом узнаете, посмотрев на его работы.
Михаль Мамит Ворке – «Наблюдения» молодой эфиопской художницы, которую уже называют «эфиопской барбизонкой». Но не будем наклеивать ярлыки. Она – сама по себе.
Аарон Шауль Шур – «Еврейские портреты». Историческая часть выставки, посвященная работам художника, родившегося в Молдавии, бывшего академическим портретистом в Вене и Берлине, и приехавшего в Эрец-Исраэль в 1913 году, чтобы возглавить отделение эмали в «Бецалеле».
И на десерт – портрет юной красотки – бабушки Герцля! Именно так! На выставке есть раздел портретов из коллекции музея «Усы тоже считаются». Причем тут бабушка Герцля, узнаете, посмотрев выставку, когда это можно будет сделать.
![אלי שמיר דיוקן עצמי מצייר שלושה דורות, 2006 שמן על בד, 70x100 ס"מ אוסף קובי רוגובין (צילום: אברהם חי) Elie Shamir Self-Portrait Painting Three Generations, 2006 Oil on canvas, 70x100 cm Koby Rogovin Collection (photo: Avraham Hay)](https://i1.wp.com/www.israelculture.info/wp-content/uploads/2020/04/Elie-Shamir-5-Medium.jpg?resize=620%2C405&ssl=1)
אלי שמיר דיוקן עצמי מצייר שלושה דורות, 2006 שמן על בד, 70×100 ס”מ אוסף קובי רוגובין (צילום: אברהם חי) Elie Shamir Self-Portrait Painting Three Generations, 2006 Oil on canvas, 70×100 cm Koby Rogovin Collection (photo: Avraham Hay)
Общий каталог выставки Portrait Time II в формате pdf можно сгрузить здесь
https://www.herzliyamuseum.co.il/wp-content/uploads/2020/03/0220_catalog_final.pdf
На сайте музея можно зайти по соответствующей картинке и названию и прочитать о каждом художнике и каждой экспозиции. Щелкнув на определенную картинку, можно зайти на соответствующую страницу и прочитать про каждую из выставок, а дальше – еще больше: нажимает на кнопку «аудио-гид», выходите на канал youtube музея и слушаете лекции от кураторов о каждом из художников на фоне его картин. Очень познавательно и удобно.
Виртуальный тур https://my.matterport.com/show/?m=JKqSQG6QETf
О выставке Portrait Time II – https://www.youtube.com/watch?v=sO3gpoR0ans
Статья о выставке Portrait Time II – https://www.israelculture.info/vremya-portreta-2-portrait-time-ii-v-gerclii-v-virtualnom-variante/
Интервью взяла Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены Герцлийским музеем современного искусства – https://www.herzliyamuseum.co.il