fbpx
Кино

Кино умерло. Да здравствует кино, создающее новые миры

«Два разных пейзажа» – первый полифонический фильм-проекция.
Показ полифонического фильма-проекции «Два разных пейзажа» состоится в Тель-Авивской “Синематеке” 24 декабря 2021 года.

Расширенное кино – для расширенного зрения. 2021 г. 60 мин. Автор идеи и режиссер: Эллина Квитковская
Соавторы: фотохудожник: Леонид Падруль, видеохудожник: Рони Херман, графический дизайнер: Юлиана Горкорова-Фалькенберг

Одновременная полифоническая проекция четырех фильмов:
«Два разных пейзажа». 2020 – Kwitkowski Art Productions, Transfax Film Productions, Министерство алии и интеграции
«ФормулаСвободы». 2020 – Kwitkowski Art Productions
«Селфи с Леей»/ 2018 – Kwitkowski Art Productions
«Жизнь, как в кино, или кино, как в жизни». 2021 – Kwitkowski Art Productions

В фильме участвуют художники: Михаил Гробман, Мирьям Гамбурд, Ян Раухвергер, которые репатриировались из СССР в Израиль в 1970-е годы и Михаил Яхилевич – в начале 1990-х гг. В фильме приняла участие известный журналист, редактор журнала «Зеркало» Ирина Врубель-Голубкина.

Музыка:
Эрик Сати «Gnossienne No. 1», Альфред Шнитке «Симфония No. 1»
Музыкальная импровизация Ализы Мессика на стихотворение Леи Гольдберг «Сосна»
Продюсер: Леонид Падруль

Генеральный показ состоялся 27.8.2021 в Синематеке Тель-Авива

Мы живем в период, когда весь мир, переживая вирусный кризис, судорожно переходит на иной путь развития. Человечество стало источником глобального загрязнения природы, а технические возможности кино в сочетании с коммерциализацией превратило движущееся изображение в источник информационного яда. Политически-социальное искусство, вывернувшее культуру наизнанку, по своей сути не является художественным: оно лишь кривое зеркала нашей реальности. Чистое искусство должно быть вдалеке от реальности и создавать новые миры.
Тарковский писал: «Кино – это искусство, способное создать нетленные шедевры, подобные тем, которые уже были созданы в свое время…». Наступил этап нового режиссерского и операторского подходов и новых возможностей техники для показа художественных произведенийв кинотеатрах.

Генеральный показ полифонического фильма-проекции  «Два разных пейзажа» состоялся в августе в тель-авивской Синематеке и прогремел, как гром среди серого кино-неба. Привычная центральная проекция на квадратный экран вышла из своих рамок и объединилась с дополнительными проекциями, рисующими изображения на стены и потолок кинозала. Стало ясно, что родился новый язык киноискусства. Фильм-проекция строится по законам полифонического произведения и находится где-то между музыкой и поэзией. Его особенность заключается в одновременной трансляции самостоятельных фильмов разных по жанру: репортажный, документальный, художественный, экспериментальный, но являющихся продолжением или дополнением другого.

Выстраивается временная фреска где все проекции присутствуют одновременно в гармоничном диссонансе. Благодаря этому внутри кинозала создается объемное сферическое изображение новой реальности. Структура такого фильма пластична, как сон, в котором одновременно могут переплетаться прошлое, настоящее и будущее.

На показе зритель как бы растворился внутри светозвукового потока. То над ним, то позади него, то справа, то слева протекала жизнь героев. Первым рядам приходилось активно двигать шеей в ракурсе 360 градусов, чтобы успеть за событиями. Одна реальность волнами накатывалась на другую. Полифония создается путем одновременной трансляции из четырех проекторов не только на экран, но и на рельефные поверхности стен и потолка, разбивающие кадр на геометрические формы, превращая изображение в беспредметное искусство.

Такой принцип показа включает в себя блестящие идеи русского авангарда: разработки сферического мышления, развитие расширенного (затылочного) зрения Михаила Матюшина, теорию живописания звуком Велемира Хлебникова, вертикальный монтаж и полифоническая организация кинорежиссера Сергея Эйзенштейнаи идеи беспредметного искусства – абстрактного кино Казимира Малевича. Центр зрения может меняться в зависимости от замысла режиссера или угла зрения зрителя. Экран в полифоническом фильме как принято, не является центральным изобразительным рядом, но помогает зрителю настроиться на новое восприятие и поддерживает основную линию фильма.

Режиссер фильма Эллина Квитковская два года работала в поисках новых выразительных форм киноязыка (время локдауна не прошло для нее зря).  Знакомство с творчеством израильского  дадаиста, режиссера Хони Меагель, сыграло  свою роль  и повлияло на результат. Фильм отличает и новая структура, и новое техническое воплощение. В нем как бы отсутствует сценарий, но его смысловую объединяющую роль выполняет стихотворение Леи Гольдберг «Сосна»» из цикла «Деревья» (1955):«…Лишь птице перелётной, может быть, / Висящей между небом и землёю,/ Двухродин боль дано так ощутить. / … В двух разных почвах корни у меня».

Автор создала поэтический образ двух родин и рефлексирует на тему состояния раздвоенности после своей репатриации, описывает боль «иметь две Родины, два дома» и пишет, что ее «корни в две земли врастали».Стихотворение Л.Гольдберг и ее образ в фильме воплотила талантливая актриса, музыкант и певица Ализа Мессика, которая преждевременно ушла из жизни в 2020 г.
Основной мотив фильма – внутренний мир еврейского художника, хранящего память народа. Героями фильма являются четыре разных по стилю и характеру художника: Михаил Гробман, Мирьям Гамбурд, Ян Раухвергер, которые репатриировались из СССР в Израиль в 1970-е годы и Михаил Яхилевич – в начале 1990-х гг. В фильме приняла участие известный журналист, редактор журнала «Зеркало» Ирина Врубель-Голубкина.
Фильм исследует тему внутреннего состояния эмигранта, который родился и сформировался как художник и личность в условиях советской реальности  и проживает вторую часть жизни в новой для него среде ; рефлексирует на тему творчества художников, в котором соединились две разных жизни до репатриации в Израиль и после. Герои фильма находились в диалоге друг с другом и сами с собой, с историческими событиями и с природой.

На стенах кинозала одновременно транслируются архивные кадры исторического прошлого СССР, современная хроника событий в Израиле: карантин во время пандемии, война с Газой, будни съемочной группы, работавшей над фильмом.

Прошлое, настоящее и будущее образуют временной круг…Картины бескрайних снежных просторов России перекликаются с видами Средиземного моря и Иудейской пустыни. Звукишофара, баяна, арфы, кукование кукушки, сирены воздушной тревоги, звуки,голос торговца фруктами на рынке, Ленина и перезвон православных колоколен – все звуки и цвета мира  художник концентрирует в своих работах, оставляя печать времени.

Тема бесконечной заснеженной дороги, переходящая в пустыню, близка и героям фильма, и его создателям. «Мне все годы снится один и тот же сон: я собираю чемоданы, ничего не помещается, все, что было дорого, нужно оставить и отправиться в далекий неизведанный путь», – говорит режиссер фильма.

Как в полифонии звучат и переплетаются голоса четырех художников. Один из них принадлежит яркому харизматичному М. Гробману, провокативному лидеру второго русского авангарда. Его творчество посвященопоискам формулы еврейского искусства. Ему противостоит голос известного скульптора Мирьям Гамбург, убежденной, что авангард стал уже классикой, он не должен доминировать и что наступило время равноправия всех направлений. Можно полагать, что другой зритель выберет для себя творческий мир Яна Раухвергера или Михаила Яхилевича. Фильм предоставляет зрителю свободу выбора и каждый волен решать, чей «голос» ему ближе. Но важно  отметить, что участие в съемках Михаила Гробмана  подтолкнуло создателей фильма к эксперименту и поиску новой формы киноязыка.

Идея полифонического фильма-проекции, родилась на фоне развивающихся медиа-арта и технологий 360 VR- и AR-технологии. В его основе лежит принцип Gesamtkunstwerk, означающий синтез различных видов искусства в одном произведении. Художественное преображение действительности в фильме-проекции осуществляется методом взаимодействия элементов разных видов и жанров искусства в одном произведении. Столкновение цвето-звукового ряда позволяет документальному кино превращаться в художественный пластический киноязык, где у каждого зрителя возникнет свой ассоциативный ряд.

Ведущую роль в полифонии отводится монтажу: в монтаже отдельных фильмов применен разный тип соединения кадров – от классического аттракциона до интеллектуального. Монтаж полифонического фильма-проекции, который сводит четыре фильма воедино горизонтальный, он разработан Квитковской и Падрулем. Подготовка полифонической проекции велась с Херманом. Многоуровневая игра с пространством включает подсознание человека путем наблюдения ускользающей связи между образами.

Воздействие сочетания в монтаже звуко-визуального соответствия может вызывать способность к «меж-ощущениям». Благодаря взаимодействию различных видов искусств зритель, погруженный в сферическое изображение, вынужден следить за происходящим в пространстве и переживает новые ощущения от контакта с движущейся картинкой.
Д-р Нана Ариэль, специалист по авангарду из Тель-Авивского университета, так отозвалась: «Поздравляем с получением смелого и интригующего фильма, поистине необычного даже на фоне местного экспериментального кино. Визуальная смелость и особенно звук, интересны и заставляют задуматься…».

Отдельно отметим работу основного состава экспериментальной творческой группы создателей фильма. Продюсер и главный оператор проекта Леонид Падруль – выдающийся мастер художественной фотографии,автор яркого изобразительного ряда.Монтаж и экспериментальные съемки, проходившие в Мицпе Рамон, выполнены уникальным  видеохудожником Рони Херманом. Авангардные шрифты, получившие всемирное признание профессиональных дизайнеров, разработаны Юлианой Горкоровой.

Полифония в искусстве кино – малоисследованная область в современной кинотеории. Это связано с тем, что организация материала по законам полифонии требует от художника определенного уровня мышления и философского мироощущения. Как предсказывал еще в 1970-х г. американский киновед Джин Янгблад, для нового сознания требуется новое, расширенное кино.

Пришло время, когда зрителя нужно обучать со школы языку сложного кино так же, как чтению и математике. Такой принцип полифонии отражает саму суть диалогической картины мира и нового мышления человека 21-го века.

Очевидно, что полифоническая проекция-фильм – это новый вид поэтического кино, цель которого пробуждать ассоциации путем столкновения в диссонанесе свето-цвето-звукового ряда. Режиссер Эллина Квитковская уверена, что история кино, основанного на понятии «фиксации реальности» ушло в прошлое, а основным направлением в кино 21-го века станет развитие полифонических искусств во взаимодействии с интерактивными технологиями, создающими новую сферическую реальность.

Источники:
Михаил Матюшин «Расширенное зрение», Велимир Хлебников, Сергей Эйзенштейн «Четвертое измерение», «Вертикальный монтаж», Андрей Тарковский «Запечатленное время», Маргарета Тильберг «Цветная вселенная Михаила Матюшина», Жан-Люк Годар «Прощай речь», Джин Янгблад «Расширенное кино», Хони Меагель – рок-опера-фильм «Дибук».

По материалам пресс-релиза

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com