fbpx
Интервью

“Каждая эпоха предает забвению одних, и возвышает других, тех, кого не устают слушать”

Верхнее фото — трио «Александр».  Фото © Дана Рам

 10 февраля, в субботу, в 20:00, в Тель-Авивском «Гейхал ха-Тарбут» состоится концерт камерного трио «Александр» (скрипка — Нитай Цори, виолончель — Эла Туви, фортепьяно — Михаль Таль) — один из первых концертов в только что открывшемся новом зале «Цукер».

В программе концерта: «Цыганское трио» Гайдна, трио Бетховена «Призрак», трио Oп. 8 Брамса и мировая премьера композитора Одеда Захави «Галь – Колыбельная».

 

«Когда мы говорим «камерная музыка», мы подразумеваем именно это – ту особенную среду, которая складывается из сложно-утонченного сочетания скрипки, виолончели и фортепиано, бесконечного и невозможного стремления к равновесию и независимости между этими тремя инструментами и того, чего она неизбежно требует: концентрации, огромной работы и взаимного внимания от музыкантов. … Все трое привнесли весь свой профессионализм и способность творить музыку здесь и сейчас, способность прямо на глазах у слушателей создавать трехмерную беседу без слов» — так написал об израильском камерном трио «Александр» обозреватель газеты «Хаарец» Ноам Бен Зеев («Хаарец»).

Трио «Александр» — это скрипач Нитай Цори, виолончелистка Эла Туви и пианистка Михаль Таль. Музыканты много лет выступали в разных составах и программах, пока пять лет назад не решили объединиться в самостоятельный коллектив, назвав его именем Александра Таля – отца Михаль, выдающегося израильского музыкального деятеля 60-70-х прошлого столетия, основавшего Новый израильский струнный квартет и Израильский ансамбль камерной музыки.

Трио «Александр» получило признание и популярность практически сразу, поскольку в состав его вошли уже хорошо известные музыканты, знакомые и профессионалам и любителям камерной музыки. Теперь, после нескольких концертных сезонов, это уже вполне состоявшийся и зрелый ансамбль. Сегодня у трио «Александр» есть постоянный круг почитателей. Музыканты видят своей задачей исполнение лучших мировых образцов камерной музыки и, руководствуясь этим принципом, составляют разнообразные программы концертов. Вместе с тем, иногда они посвящают концерт целиком творчеству одного композитора, помогая слушателю глубже понять его музыку. Трио успешно сотрудничает с самыми известными музыкантами из Израиля и за его пределами. Являясь израильским коллективом, трио исполняет музыку израильских композиторов. Некоторые произведения пишутся специально для трио. Музыканты также большое значение придают популяризации камерной музыки, много выступают перед молодой аудиторией и преподают в ведущих музыкальных учебных учреждениях Израиля, как-то – музыкальная школа Бухмана при Тель-Авивском университете, Центр музыки «Мишкенот Шеананим» в Иерусалиме, консерватории Гиватаима и Тель-Авива и прочие.

Трио «Александр».  Фото © Дана Рам

Накануне концерта мы побеседовали с участниками трио:

— Когда и как возникло ваше трио?

Эла Туви:
— Трио «Александр» существует около пяти лет. Вначале мы просто много играли вместе в разных программах и с разными музыкальными коллективами, каждый будучи самостоятельным музыкантом, но постепенно, со временем обнаружили, что мы уже сыгранное трио, так что осталось только объявить себя постоянным составом.

Михаль Таль:
— Нитай и я играем вместе уже более двадцати лет, несколько лет назад к нам присоединилась Эла, и возникло полноценное трио.

— Вы назвали трио именемАлександра Таля,выдающегося израильского скрипача и отца Михаль Таль, увы, покойного. Успел ли он вас услышать?
Михаль Таль:
— На этой неделе исполнилось 13 лет со дня ухода отца. Замечу, что, кроме блистательной музыкальной карьеры, которую он сделал в Израиле, он также был первой скрипкой оркестра Голландского радио, и членом квартета Гайдна, в состав которого входили несколько европейских музыкантов, они много концертировали по всей Европе.

Эла Туви:
— Трио носит имя скрипача АлександраТаля (1932-2005), хорошо известного израильским любителям музыки в конце 1960-х- начале 1970-х. Он был одним из основателей известного Нового израильского квартета, и также Израильского камерного ансамбля. К сожалению, при жизни он не успел услышать наше трио.

— Вы только что вернулись с гастролей в Испании. Вы много гастролируете? Как встречает публика израильских музыкантов?
Михаль Таль:
— Мы давно концертируем за пределами Израиля как отдельные музыканты. Принимаем участие в мастер-классах, различных музыкальных событиях. В этом году мы начали выступать за границей и как трио, и нас принимают очень тепло, в частности, в нашей последней поездке в Испанию.

— Как вы составляете свой репертуар?
Нитай Цори:
— Мы выбираем для исполнения известные классические произведения, написанные для трио. В нашем репертуаре много произведений Гайдна — автора изумительных трио, а также Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана, Дворжака, Брамса, Шостаковича, Дебюсси, Равеля… Исполняем и музыку израильских композиторов, это Поль Бен-Хаим, Йосеф Таль, Мордехай Сетер,Цви Авни, Реувен Саруси, Одед Захави, Моше Зорман, Аарон Харлап, Эла Милех-Шериф, Адас Гольдшмит Хальфон и другие.

Эла Туви:
— Иногда мы составляем программу, посвящая ее одному композитору. К примеру, один из наших концертов полностью посвящен творчеству Бетховена, эта программа идет с большим успехом. Но, конечно, большинство концертов составлены из произведений различных композиторов, которых прежде перечислил Нитай.

— А что можете рассказать о премьерном сочинении, который собираетесь исполнять на этот раз? Одед Захави написал ее специально для вашего трио?
Эла Туви:
-Мы и раньше работали с Одедом Захави, мы хорошо знаем этого композитора и его творчество. Вот что он сам сказал о своем новом произведении: «Я давно увлекаюсь колыбельными. Они отличаются непосредственностью, прямым и открытым обращением к слушателю. Таким образом, они трогают душу слушателя так, как только музыка может тронуть. Когда трио «Александр» заказали мне музыкальное произведение, я подумал, что прежняя пьеса, которую я написал для этого трио, была отмечена печалью (трио «Расставание»). На этот раз я хотел бы отметить то, что двое музыкантов стали за последнее время родителями, и потому мне захотелось написать для них колыбельную. Произведение, в котором почти нет конфликта, а, напротив, есть размышления о любви и покое – это темы, которых я почти не касался раньше в моих сочинениях. Есть в классических музыкальных формах что-то такое, что почти подсознательно направляет нас к дихотомии, к противоречию, к обострению. Избегнуть всего этого и написать, тем не менее, интересное, яркое произведение было для меня новым увлекательным экзаменом. Я призываю слушателя на этот раз просто отдаться звукам музыки и оставить в стороне попытки ее «расшифровать». Зато в конце вы «проснетесь».

— Чем хороша современная классическая, в частности, камерная музыка? Может ли она соперничать с произведениями классиков?

Нитай Цори:
— Современная классическая музыка особенна тем, что дает новую жизнь тем же самым нотам и гармониям, посредством которых создавались классические произведения прошлых веков, она оживляет и старые коды, когда современные композиторы обращаются к слушателю посредством нового, самостоятельного музыкального языка. Что же касается мировой классики, Бетховена, Баха, Гайдна – эти композиторы уже прошли проверку временем, тогда как современным композиторам этот экзамен еще только предстоит. Каждая эпоха предает забвению одних, и возвышает других — тех, кого не устают слушать. Уже сегодня мы понимаем, что «Лунный Пьеро» Шёнберга или «Квартет на конец времени» Мессиана уже вошли в «пантеон» камерной музыки.

— Концерт в зале «Цукер» будет особенным – это открытие нового зала, «ханукат байт», вы отмечаете это событие?

Эла Туви:
— Действительно, мы удостоены чести быть одними из первых, кто сыграет в его стенах. И мы уже готовим серию концертов, которая будет предназначена именно для этого прекрасного зала.

******

Трио «Александр».  Фото © Дана Рам

Трио «Александр» на специальном концерте в «Гейхал ха-Тарбут» — Тель-Авив, зал «Цукер». Суббота, 10 февраля 2018 года, начало в 20:00

Нитай Цори — скрипка
Элла Туви — виолончель
Михаль Таль – фортепиано

В программе концерта: Цыганское трио Гайдна, трио Бетховена «Призрак», трио Op. 8 Брамса и мировая премьера композитора Одеда Захави «Галь – Колыбельная»

«Гейхал-а-Тарбут Тель-Авив, зал Цукер, Тель-Авив-Яффо. 10 февраля, суббота, 20:00

Стоимость билетов – 90 шекелей. Скидки для владельцев абонемента «Бухман-Мета», для солдат, студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующего документа, для учеников и преподавателей музыки. Специальная скидка для постоянных посетителей Музыкального центра им. Фелиции Блюменталь.
Заказ билетов: в кассе «Браво», или по тел. *3221, 053-5554072.

Фото — © Дана Рам – предоставлено трио «Александр»

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top