fbpx
Выставки

Батья Аполло. За закрытой дверью

דיוקן בתיה אפולו צילום יעקב אגור)

Заглавное фото: Батья Аполло. Фото © Яаков Агор. דיוקן בתיה אפולו. צילום יעקב אגור 

Нынешний кластер выставок под общим названием  «Где-то за гранью» в Герцлийском музее современного искусства открылся давно, еще в июле и продлится до начала декабря 2022 года. Всего – семь выставок. Шесть из них – от молодых, сердитых и независимых  – занимают все залы музея, кроме одного, в стороне. Седьмая выставка «За закрытой дверью» (в переводе с английского;  в переводе с иврита название выставки звучит как «За дверью – умру») – это экспозиция работ Батьи Аполло, и о ней, о Батье, и пойдет речь. Хотя ее работы демонстрируются в стороне, она – истинная царица выставки. Она – та, чьи картины запоминаются сразу. О ней – ниже, а о других экспозициях кластера «Где-то за гранью» можно прочитать вот по этой ссылке – https://www.israelculture.info/koncepciya-endless-cepochka-slov-o-fantaziyax-i-metafizike-chto-nas-zhdyot/

Батья Аполло. Фото © Яаков Агор. דיוקן בתיה אפולו. צילום יעקב אגור 

Батья Аполло. Фото © Яаков Агор. דיוקן בתיה אפולו. צילום יעקב אגור 

Батья Аполло родилась в Германии в 1946 году, скончалась в Израиле в 2018-м. Для кого-то она – легенда, для кого-то – странная затворница, кто-то никогда не слышал ее имени. Выставка в Герцлии – это попытка рассказать о Батье (что сложно – Батья Аполло была скрытной личностью) и эксперимент (явно удавшийся!), заключающийся в том, чтобы показать ее творчество.
Выставка «За закрытой дверью» в Герцлии – это декоративность и сюрреализм, искусство иллюстрации и эклектика, фаюмские портреты и энкаустика, миниатюры мельчайшие и высокие разрисованные двери, смерть и возрождение. Это кисть толщиной с волосок, желание спрятаться, египетский мир мертвых и мир живых, приход Мессии, женская сущность и природа, символизм, фантазия, незаконченные работы. Их много – незаконченных работ, как и незакончена сама повесть о Батье Аполло, кто бы ее не пытался передать. В Герцлийском музее эта повесть изложена визуально.

О жизни и творчестве Батьи Аполло написано немного. Трудно составить связную картину из разрозненных воспоминаний и фрагментарных фактов, проявляющихся из рассказов друзей, знакомых и членов семьи, не говоря уже о невозможности проверить эти рассказы и систематизировать историю жизни Батьи Аполло на хронологической шкале. Те, кто был ей близок, держат дистанцию от новых любопытствующих, ревностно защищая ее частную жизнь так же, как она сама делала это при жизни. Но все, кто вспоминают о ней, передают свои впечатления о Батье Аполло с ностальгией, признательностью и любовью.

 

בתיה אפולו, ביאת המשיח, 1993, אנקאוסטיקה על לוח עץ, 92x52 ס"מ, אוסף גבי ועמי בראון (צילום: חוליו גרינבלט) Batia Apollo, The Coming of the Messiah, 1993, encaustic on panel, 92x52 cm, Gaby and Ami Brown Collection (photo: Julio Grinblatt)

בתיה אפולו, ביאת המשיח, 1993, אנקאוסטיקה על לוח עץ, אוסף גבי ועמי בראון (צילום: חוליו גרינבלט) Batia Apollo, The Coming of the Messiah, 1993, encaustic on panel, 92×52 cm, Gaby and Ami Brown Collection (photo: Julio Grinblatt)

Батья Аполло появилась на свет в Германии и при рождении была наречена Барбарой Кристиной. Когда ей было три года, мать отдала ее в приемную семью и Барбара попала к бездетной еврейской паре из Польши – к Моше и Шошане Аполло. Семья Аполло репатриировалась в Израиль в 1950-м году, и тогда имя Барбара поменяли на Батью. Ее отец, Моше Аполло , был инженером-механиком и изобретателем, а мать, Шошанна Аполло – домохозяйкой.
Ее талант художника проявился с ранних лет: Батья изучала искусство и текстильный дизайн в средней школе WIZO France, а затем в Институте искусств Авни в Тель-Авиве.
Когда ей исполнилось 19 лет, она познакомилась с Даном Бен-Амоцем (1924–1989) — скандальным писателем и сценаристом, актером и публицистом – ведущей фигурой израильской богемы того времени, человеком ярким, конфликтным, известным. В 1966 году пара начала жить вместе, через год у них родилась их единственная дочь – Наоми. С 1965 по 1971 год Аполло выставляла свои картины на четырех групповых выставках течения «10+», нарушавшего все условности тогдашнего художественного мира Израиля. В 1971 году, расставшись с Бен-Амоцем, Батья на год уехала в Нидерланды, где изучала анимацию. Вернувшись в Израиль, предпочла держаться подальше от Тель-Авива и его урбанистической культуры. В течение девяти лет она жила в районе Магдиэль в Ход-ха-Шароне, а затем переехала в кибуц Гонен в Верхней Галилее, где получила статус члена кибуца-художницы.  Начиная 1991 года, жила в небольшой общине Амука в Галилее, недалеко от Цфата. Батья Аполло скончалась в возрасте 72 лет, оставив дочь, троих внуков и верных друзей, которые берегут память о ней.

Картины Батьи Аполло насыщены образами, их можно рассматривать бесконечно долго, иногда для этого нужна лупа. Эти картины – окно в закрытый мир ее внутренней фантазии, мир символов и атрибутов, мир литературы и видений, наполненный загадочными вымышленными образами – образами мифическими, призрачными, бунтующими.
Аполло зачастую рисовала в миниатюрном масштабе, очень тонкими кистями и с тщательно прорисованной столь же тонкой линией, с большим вниманием к изображению фактуры и деталей.

По воспоминаниям ее близких, она всегда начинала рисовать спонтанно, спорадически, после определенной внутренней борьбы и душевных порывов. Над каждой картиной она работал очень подолгу, ей было сложно завершить работу из-за склонности к самокритике, перфекционизму, требовательности к самой себе. Известно, что она часто уничтожала свои картины, а к тем, что оставляла, относилась как к святыням, тщательно их оберегая. Немудрено, что такое поведение рождало мифы, создавало особую ауру, окутывающую ее редкие и немногие работы. Обычно она продавала картины своим близким знакомым, которые бережно сохраняли их на протяжении многих лет, не разрешая выставлять их на публике. Где-то я прочитала, что в доме Аполло в Амуке нет ни одной ее картины. Практически все ее работы проданы: то, что она делала с 1971 года до того времени, когда перестала рисовать после смерти Бен-Амоца, было куплено коллекционером, специализирующимся на израильском искусстве.

בתיה אפולו, אם ובת, שיחה ביער, 1979, 1993, שמן על קרטון, 21.5x16.5 ס"מ, אוסף גבי ועמי בראון (צילום: סיגל קולטון) Batia Apollo, Mother and Daughter, Conversation in the Forest, 1979, 1993, oil on cardboard, 21.5x16.5 cm, Gaby and Ami Brown Collection (photo: Sigal Kolton)

בתיה אפולו, אם ובת, שיחה ביער, 1979, 1993, שמן על קרטון, 21.5×16.5 ס”מ, אוסף גבי ועמי בראון (צילום: סיגל קולטון) Batia Apollo, Mother and Daughter, Conversation in the Forest, 1979, 1993, oil on cardboard, 21.5×16.5 cm, Gaby and Ami Brown Collection (photo: Sigal Kolton)

Аполло рисовала с тех пор, как  помнила себя: живопись была ее опорой: «Я плохо училась в школе – сидела за партой, смотрела на учителя, слышала несколько слов и засыпала. Меня спасало только рисование», – вспоминала она. Батья училась в средней профессиональной школе, в упомянутой школе WIZO France  и изучала там искусство; после этого она изучала роспись по текстилю. Примерно в те же годы она познакомилась с поэтом  Натаном Заком –  «первым человеком, который вдохновил меня на серьезные занятия живописью». Натан Зак так описывал ее: «Она была очень красива. В первую очередь все обращали внимание на ее чудесные глаза – карие, сияющие, миндалевидные». Но Натан Зак считал, что Бен-Амоц влюбился в Батью Аполло в первую очередь благодаря ее живописи.

Известный журналист Ури Авнери, близкий друга Бен-Амоца, так вспоминал о Батье Аполло: «Батья была ярким персонажем, типажем для подражания,  для создания социальной модели. Я помню, как она шла по улице Дизенгоф в Тель-Авиве босиком. Она была представителем богемы, но  слово «богема»  не должно вводить в заблуждение. Она была иной, загадочной, то появлявшейся, то исчезающей. В ней была особая красота».

В 18 лет она вышла замуж за кинорежиссера Боаза Дэвидсона и развелась с ним спустя год. В 19 лет– познакомилась с Даном Бен-Амоцем, который уже был известен как король тель-авивской богемы, как писатель и актер. Его настоящее имя – Моше Телимзигер, он родился в Польше в 1924 году, приехал в Палестину в 1936 году и стал абсолютным саброй, нарушая табу почти во всех сферах пуританского общества тех лет и умело улавливая дух времени. Дан Бен-Амоц был одной из звезд популярной радиопередачи «Трое в одной лодке», известной своим сарказмом и циничным юмором; он участвовал в создании фильмов только зарождающегося тогда израильского кино; писал книги с критикой войн 1960-х и 1970-х годов; а также проповедовал философию «рационального эгоизма; американской писательницы Айн Рэнд и ее израильского апологета Моше Кройя.

Вскоре после того, как она встретила Бен-Амоца, Аполло начал выставлять свои картины на выставках группы «10 +», возглавляемой Рафи Лави.

בתיה אפולו על רקע דלת ביתו של דן בן אמוץ, שמכוסה בציוריה צילום יעקב אגור יחסי ציבור

בתיה אפולו על רקע דלת ביתו של דן בן אמוץ, שמכוסה בציוריה צילום יעקב אגור יחסי ציבור. Батья Аполло перед разрисованной ею  дверью в доме Бен-Амоца. Фото – Яаков Агор

В 1988 году Аполло вернулась в Яффо, чтобы позаботиться о Бен-Амоце, который страдал от рака кишечника, и ухаживала за ним до самой его смерти 20 октября 1989 года. Тем самым она сдержала обещание, данное несколькими годами раньше, когда она ухаживала за отцом, страдавшего от такого же вида онкологического заболевания. Однажды Бен-Амоц пришел в дом ее родителей и спросил: Батья, кто позаботится обо мне? И она пообещала ему, что она будет с ним, чтобы он не волновался, «Мы были хорошими друзьями» – объясняла этот шаг Батья Аполло в одном из интервью.

Вскоре после смерти Бен-Амоца Аполло покинула дом в Яффо. Но вместо того, чтобы вернуться домой в кибуц Гонен, она уехала в Югославию. «Я взяла тайм-аут, – говорила она, – в месте, которое меня заинтриговало».

Интрига – вот то слово, которым можно описать ее творчество. Интрига все еще не раскрыта, но выставка – открылась благодаря главному куратору и директору Герцлийского музея современного искусства Айе Лурье и художнику и музыканту Ори Драммеру.  Первая персональная музейная выставка, посвященная творчеству Батьи Аполло – выставка, пропитанная меланхолией, ностальгией и историческими отсылками – как фактическими, так и воображаемыми. Ее картины переполнена идеями. Она рассказывает истории в образах, обращаясь к классике, к работам голландских мастеров Выставка – путешествие по закоулкам памяти, выставка – тихий мятеж, выставка художницы, для которой искусство было убежищем.

Есть еще возможность увидеть ее работы – до 3 декабря.
По этой ссылке https://www.herzliyamuseum.co.il/wp-content/uploads/2022/08/BA_cat.pdf можно скачать каталог  ее выставки в Герцлии

בתיה אפולו, לזכור ולשכוח (גרסה שנייה), 1968, שמן על בד, 33X23.5 ס"מ, אוסף גבי ועמי בראון (צילום: סיגל קולטון)

בתיה אפולו, לזכור ולשכוח (גרסה שנייה), 1968, שמן על בד, 33X23.5 ס”מ, אוסף גבי ועמי בראון (צילום: סיגל קולטון)

****

Герцлийский музей современного искусства ул. Ха-Баним, 4, Герцлия
www.herzliyamuseum.co.il

Часы работы:
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота: с 10:00 до 14:00
Вторник и четверг: 16:00 – 20:00
По воскресеньям – закрыто.
Каждую субботу в 12:00 проводятся экскурсии по выставкам ( стоимость экскурсии входит в цену входного билета в музей – 30 шекелей). Выставки «Где-то за гранью» продлится до 3 декабря 2022 года.
Кураторы выставки – Айя Лурье и Ори Драммер

Маша Хинич. Все фотографии и иллюстрации предоставлены пресс-отделом Герцлийского  музея современного искусства

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top