fbpx
Впечатления

Чары Альцины и антиутопия ее царства

Маша Хинич. Фото – Йоси Цвекер

Как сделать так, чтобы барочная опера была интересной в наши дни? Ведь музыка барокко, хоть и шедевральна на все времена, все-таки предтеча романтика, а не сама романтика. Сразу озвучиваю в своей кратчайшей арии свой кратчайший патент: «собрать команду», что и сделал Идо Рилкин – режиссер-постановщик «Альцины» в Израильской Опере, пригласив для работы над этим спектаклем прекрасных солистов во главе с неподражаемой (это не суперлатив, а утверждение) Яэль Левитой, и всех остальных прекрасных – сценографа, художника по костюмам, видео-художника, постановщика света и других. И получилось, и завертелось – и родилась новая «Альцина», где старухи–колдуньи из изначального либретто с их приворотами-зельями навечно превращаются в двух сестер-красавиц в розовом и в благородно зелено-изумрудном, в Альцину и Моргану, не чуждых романтики, эротики, страстей, влюбленностей, желаний, но также расчета, измен, предательства, ревности и ярости. Все эти эмоции увеличиваются во стократ благодаря их буквальным укоризненным отражениям на киноэкране – зеркальном заднике сцены. Коннотации с фильмами 1950-х годов и вздорными голливудскими дивами легко просчитываются, но эта постановка – вовсе не перенос «Альцины» в наши дни, а отражение вневременности и универсальности длинного (хоть и сокращенного), хитрого, неправдоподобного и запутанного сюжета – как, впрочем, любого сюжета, где чары преобладают над логикой.

Мы живем в эпоху обмана и иллюзий. Заколдованный остров уже мало удивляет. А вот эффекты – как сценические, так и вокальные все еще удивляют, благодаря генделевским ариям – очаровательным, соблазнительным, пасторальным, душераздирающим, загадочным. Как известно, в «Альцину» вошли одни из лучших генделевских арий и постановка Идо Риклина это подчеркивает.
Идо Риклин сократил три акта в два, убрал побочные линии либретто, сосредоточившись на его эмоциональной составляющей, на соперничестве между сестрами, на театральности действия, не забыв о выстреле в конце. В операх всегда погибает главная героиня, но здесь, – о, колдовство! – это главный герой.
И все это лишь предисловие к окончательному выводу: поют и играют (оркестр «Барокада» с клавесином и теорбами) так хорошо, что музыка Генделя продолжает звучать в воображении даже спустя несколько дней.

Напомню и о предыстории, гласящей, что сотни мужчин исчезли из-за заклинаний чародейки Альцины: они были заманены на ее экзотический остров, а затем превращены в животных или камни за то, что совсем потеряли человеческий разум. Царство Альцины в этой постановке мало напоминает чистилище и также мало дворец – скорее, роскошный отель, где танцуют горничные, вазоны и лампы – уже магия! Магия кроется и в вокале, в игре, в балансе отношений, во внимании к деталям, в благородстве манер, в ясных звенящих нотах. Даже в пафосности и одиозности изысканно-шелковистой арии Альцины «Di, cor mio» («Скажи им, мое сердце») есть магия.
Персонажи «Альцины» хитры и откровенны, у этих откровений есть последствия – преднамеренные и непреднамеренные, которые приводят к триумфу и к смерти, к поражению и бегству. Но этот сложный заколдованный мир, это остров-антиутопия не мешает гению Генделя звучать и продолжать звучать…

Даты ближайших спектаклей
Пятница | 27.05.2022 | 13:00
Суббота | 28.05.2022 | 21:00
Понедельник | 30.05.2022 | 20:00
Подробности, имена,  ссылки  – https://www.israelculture.info/koldovskie-chary-na-scene-izrailskoj-opery/

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top