fbpx
Интервью

Израильтянин Дмитрий Яблонский

Владимир Мак

Интервью первоначально опубликовано в приложении «Нон-Стоп» к газете «Вести» 19 января 2017 года

В феврале наши меломаны получат настоящий новогодний подарок – дебют в Израиле  оркестра «Виртуозы Киева». 9 концертов, 4 программы, много музыки разных эпох, от Баха до Шостаковича… Во главе оркестра –  его главный дирижер Дмитрий Яблонский. Он родился в Москве, его мама – замечательная пианистка Оксана Яблонская. Профессиональная биография мамы и сына делится на советский и постсоветский периоды. В советский мама – лауреат конкурсов, активно концертирующая по всему СССР и за его пределами пианистка, сын – ученик Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при консерватории. В постсоветский мама – концертирует уже по всему миру, она также профессор в легендарной Джульярдской школе в Нью-Йорке, сын – сначала студент Джульярда и других школ, затем – виолончелист и дирижер, с невероятной творческой активностью, возрастающей год от года. Два года назад Оксана и Дмитрий Яблонский переехали в Израиль. Оксана – профессор Иерусалимской академии музыки, Дмитрий – профессор «Школы Бухмана-Меты» в Тель-Авиве. Сегодня Дмитрий – мой собеседник. Мой первый вопрос – почему вдруг именно сейчас они с мамой оказались в Израиле?

IMG_1420

– А я мечтал об Израиле все годы отказа, в котором мы сидели в Москве. Мама сидела без работы, меня выгнали из ЦМШ, но я носил на шее магендавид и мечтал о службе в израильской армии.

 

– Ваша мама, лет двадцать назад, когда определенная часть Израиля кричала на каждом углу об отдаче Сирии Голанских высот, патриотично заявила в интервью, данном мне на мастер-классах в Тель-Хай: «Я бы не отдала Голаны ни за что на свете»…

– Ну, вот сейчас, мы оба живем израильской жизнью и можем участвовать в общественном мнении.

 

– Как начиналась ваша музыкальная биография?

– Я начал играть на виолончели в 6 лет. Вскоре поступил в ЦМШ, где моим педагогом был Степан Тимофеевич Кальянов. Учился успешно, даже успел поездить на гастроли с мамой, но когда мы подали заявление на выезд, учеба в лучшей музыкальной школе страны практически прекратилась.

 

– Вы по-прежнему считаете, что ЦМШ давала первоклассное образование?

– Да. Несмотря на все недостатки – их полно и в других школах и странах. В этой же школе старше меня учились Гаврилов, Плетнев, Мулова, немного моложе Калер, еще очень многие. Сегодня, когда я встречаю музыкантов, учившихся в ЦМШ, но не знакомых мне в то, детское время, я чувствую определенное родство с ними по тому, как они играют, как они мыслят. Как они слушают – ведь нас учили не только играть, но и слушать. Мы с детства играли камерную музыку, и это слышно в нас уже взрослых.  ЦМШ – настоящая альма матер.

 

– Из которой вас выгнали…

– Некоторые одноклассники говорили мне – оставайся, пускай мама одна уезжает. В это время у меня появился второй учитель, Исаак Маркович Буравский. Замечательный человек и музыкант, ученик Козолупова, концертмейстер виолончелей оркестра Большого театра, многолетний участник легендарного квартета. («Квартет Большого театра» – один из лучших советских струнных квартетов, с которым играли Рихтер, Оборин, Тамаркина. Сохранились потрясающие записи квартета. – В.М.). С ним я  занимался частным образом вплоть до нашего отъезда в 1977 году. Поехали мы тогда не в Израиль, а в Америку, поэтому после Вены оказались в Италии, в Риме, где прожили полгода.

 

– Было не до музыки?

– Что вы! В Риме мы были в компании, сформировавшейся вокруг американской церкви, в которой устраивалось много концертов. Я занимался с замечательным виолончелистом Юликом Туровским (В прошлом солист оркестра Баршая в Москве, в будущем – основатель и руководитель Монреальского камерного оркестра. – В.М.), в то же время там была скрипачка Нина Бейлина, почему–то тогда же мы познакомились с сыном Шаляпина… было очень интересно.

 

– А потом уже был Нью-Йорк и Джульярдская школа.

– Где моим учителем был Лорн Манроу. Среди его учителей был великий Пятигорский, а сам он в то время был концертмейстером виолончелей в Ньюйорском филармоническом оркестре. В Джульярде я провел около 2 лет, закончив «преколледж» – как бы школу по советским меркам, и, играя на фестивале Marlboro в Вермонте, познакомился с виолончелистом квартета «Гварнери» Дэвидом Сойером.

 

– «Гварнери» хорошо известен нашей публике, он в 1990-е годы несколько раз приезжал на «Фестиваль Израиля».

– Сойер – ученик Пабло Казальса и Эммануэля Фойермана, в то время он был профессором института «Кертис» в Филадельфии. Я два года проучился у него, после чего поступил в Йельский университет, в класс Альдо Паризо,  одного из лучших педагогов и виолончелистов нашего времени. Йельский университет –очень важный этап в моей жизни. Учась в Джульярде или Кертисе, ты выходишь из музыкальной школы на улицу и попадаешь в обычную жизнь. Учась в Йеле, ты живешь в атмосфере одного из лучших университетов мира, общаешься с интеллектуалами,  развиваешься, не только, как музыкант. В Йеле я начал учиться дирижированию  у Отто Вернера-Мюллера, одного из самых крупных педагогов Америки по этой специальности.

DY photo

– То есть, Вы встали на дирижерский подиум еще на стадии образования? Не так, как большинство солистов, уставших играть на фортепьяно и, особенно, скрипке? В большинстве случаев никто из них серьезным дирижером не стал

– Я учился дирижировать профессионально. Но еще был исключительно виолончелистом. Завершил я образование опять в Джульярде. Мама к тому времени была в нем профессором, и было бы неразумно не воспользоваться случаем – ведь дети профессоров школ могут учиться в этих школах бесплатно. Тем более, что там преподавала Зара Нельсова. Она была ученицей трех величайших виолончелистов в истории музыки – Казальса, Пятигорского и Фойермана и сама была одной из лучших виолончелисток своего времени. В ее классе я закончил Джульярд и уехал в Барселону, где занял пост концертмейстера виолончелей симфонического оркестра. Там я по-настоящему понял, что такое дирижирование.

 

– Тосканини тоже был виолончелистом оркестра «Ла Скала».

– И я, также как Тосканини, дебютировал на дирижерском подиуме, заменив заболевшего дирижера. Это было на фестивале «Камерино» в Италии. Мне было 26 лет. В оркестре я провел несколько лет в Барселоне, затем в Бергене, в Норвегии. Потом я ушел из оркестра в свободное плавание, поселился в Париже, стал выступать, как солист и дирижер и много записывался в студии. Вскоре в Союзе началась перестройка, я впервые после эмиграции приехал в Москву. В 90-е годы я уже активно работал и в России и в других бывших союзных республиках. Вскоре после смерти Евгения Федоровича Светланова я сделал большое турне по Европе с легендарным Госоркестром, которым он руководил много лет…

 

– … и который он бросил на произвол судьбы, уехав в Голландию. Ныне оркестр носит его имя.

– Я не хочу обсуждать, кто прав и кто виноват в истории оркестра и его главного дирижера. Но музыканты в оркестре тогда были замечательные, и они мне многое дали. В начале 2000-х годов я был четыре года постоянным приглашенным дирижером Московской филармонии, с 2012 года я – главный приглашенный в оркестре «Новая Россия», которым руководит Юра Башмет, мой давний партнер по камерному ансамблю.

 

– Но Вы не ограничиваетесь работой в «постсоветском пространстве»?

– Конечно. Я много лет дирижирую оркестрами в Бельгии, Голландии, Италии, Франции, Мексике, Тайване…

Виртуозы Киева

– Поводом к нашей беседе стали предстоящие первые в Израиле гастроли оркестра «Виртуозы Киева». Пожалуйста, несколько слов об оркестре и о Вашей встрече с ними.

– Я люблю ездить на Украину, играть и дирижировать там. В один из приездов я познакомился с оркестром «Киевские солисты», созданным замечательным скрипачом Богодаром Которовичем. Которовича уже не было в живых, менеджмент оркестра мне не пришелся по душе, зато пришлись многие замечательные музыканты оркестра. Вскоре в другом менеджменте возник оркестр «Виртуозы Киева», куда ушли многие музыканты «Киевских солистов». В 2014 году я стал главным дирижером оркестра. Мы играем много музыки разных эпох, совершили несколько успешных поездок по Европе, сделали ряд интересных записей, в том числе музыку замечательного композитора Валентина Сильвестрова.

 

– На мой взгляд, Сильвестров – один из лучших композиторов нашего времени. При этом сохраняющий достойную общественную позицию и не покинувший Украину в тяжелое время. На концертах «Виртуозов Киева» в Израиле прозвучит его музыка?

– На этот раз нет. Но прозвучит много интересного. Я буду дирижировать и солировать – концерт Гайдна, «Арпеджионе» Шуберта, концерт Боккерини, моя мама сыграет концерт Моцарта, моя жена Жанна (Жанна Гандельман – концертмейстер Иерусалимского симфонического оркестра и замечательная солистка – В.М.) сыграет «Времена года в Буэнос-Айресе» Пиаццолы…

 

– У Вас есть любимые композиторы? Виолончелист, обычно, любит всякую музыку, ибо у него не такой широкий репертуар, у дирижера выбор больше…

– Недавно, на гастролях в Японии с  Иерусалимским оркестром, я девять раз сыграл концерт Дворжака. Я его играю всю жизнь, но любить его не перестал. Очень люблю концерты Гайдна, считаю их для виолончелиста самыми сложными, там чистая музыка,  никаких эффектов как  в музыке 20 века, которую тоже очень люблю.  Дирижировать люблю симфонии Брамса, Малера. У меня нет привязанности к одному или нескольким композиторам.

 

– А что любите слушать?

– С годами, отдыхая, хочется отдохнуть от музыки. Мое любимое занятие в свободное время – изготовление оливкового масла. В Пиренеях у меня есть дом и участок, на котором растут 330 оливковых деревьев. Грешно иметь оливы и не обрабатывать их. Я увлекся производством масла и придумал для него название – «Оличелло».

 

– В Пиренеи Вы летаете уже из Израиля.

– Да.  В Израиле я с этого года стал вести класс камерного ансамбля в «Школе Бухмана-Меты» при Тель-Авивском университете. Со временем, надеюсь, буду преподавать и виолончель и дирижирование. Учу иврит.

 

– Вы же прекрасно знаете английский и русский!

– Я еще знаю французский, испанский, каталонский… Но, если я израильтянин, то должен говорить на иврите.

 

*********
Программа в Хайфе:

 

Солисты: Томер Лев, Береника Гликсман, Нимрод Меири ха-Петель, Альмог Сегаль – фортепьяно.
Дмитрий Яблонский — виолончель

Шуберт «Соната Арпеджионе» для виолончели и оркестра
Вивальди-Бах  Концерт ля-минор для четырех  фортепьяно с оркестром
Шостакович  Концертино ля минор для двух фортепьяно, опус 94 (в переложении Томера Лева для двух фортепьяно с оркестром)
Чайковский  Секстет «Воспоминание о Флоренции», опус 70.

Программа в Тель-Авивском университете
Солисты: Томер Лев, Береника Гликсман, Нимрод Меири ха-Петель, Альмог Сегаль – фортепьяно.
Дмитрий Яблонский — виолончель

Гайдн  Концерт для виолончели с оркестром ре-мажор
Вивальди-Бах Концерт ля-минор для четырех фортепьяно с оркестром
Шостакович  Концертино ля минор для двух фортепьяно, опус 94 (в переложении Томера Лева для двух фортепьяно с оркестром)
Чайковский Секстет «Воспоминание о Флоренции», опус 70.

Программа концерта в в Тель-Авивcком музее


Солист и дирижер Дмитрий Яблонский
Гайдн Концерт для виолончели и оркестра ре-мажор
Шуберт – «Соната Арпеджионе» для виолончели и оркестра
Чайковский. Секстет «Воспоминание о Флоренции», опус 70

 

Программа из «Киева с любовью» будет представлена в Модиине 
Дирижер Дмитрий Яблонский
Солисты:
Оксана Яблонская – фортепьяно
Жанна Гандельман – скрипка
Дмитрий Яблонский — виолончель

Моцарт  Концерт N23 для фортепьяно и струнного оркестра ля–мажор, К 414
Астор Пьяццолла  «Времена года в Буэнос-Айресе» для скрипки и струнного оркестра
Боккерини Соната N 6 ля-мажор для виолончели и струнного оркестра
Чайковский Серенада для струнного оркестра до мажор, опус 48

Программа «Классика при свечах» будет исполнена в Герцлии, Ришон ле-Ционе, Ор-Акиве, Кирьят-Моцкине, Реховоте и Беэр-Шеве. (Оркестр играет при свете свечей)

 

Программа «От  Баха до Андерсона»
Музыкальные миниатюры Баха, Моцарта, Грига, Паганини, Лероя Андерсона и других.
И.С. Бах. Ария
Боккерини. Крейслер  Allegretto
Моцарт. Маленькая ночная серенада
Григ. Прелюдия и ария из сюиты «Из времен Хольберга»
Боккерини.  Соната для виолончели и камерного оркестра
Пьяццолла. «Забвение» («Oblivion») для виолончели и камерного оркестра
Чайковский.  Вальс из «Серенады для струнного оркестра»
Брамс.  Венгерский танец № 2
Лоу Музыка из оперетты «Моя прекрасная леди»
Дворжак. Серенада
Паганини. Кантабиле
Лерой Андерсон. «Пишущая машинка»
Бриттен. «Простая симфония» Финал.

 

Концерты «От Баха до Андерсона» пройдут:


4 февраля 2017 года, суббота, 17:30 – Кирьят-Моцкин
6 февраля 2017 года, понедельник, 17:30 – Тель-Авивский музей, зал Реканати
9 февраля 2017 года, четверг, 17:30 – Хайфа, зал «Раппопорт»
16 февраля 2017 года, четверг, 17:30 – Модиин, Гейхал ха-Тарбут «Модиин Маккабим Реут»

Ведущая – Ница Шауль
Дирижер и виолончелист – Дмитрий Яблонский
Скрипка – Жанна Гандельман
Оркестр «Виртуозы Киева»
При участии танцоров ансамбля «Саботаж».
Концерты для взрослых «От Баха до Гершвина. Классика при свечах»


2 февраля 2017 года, четверг, 20:30 – Герцлия, Центр сценических искусств
3 февраля 2017 года, пятница, 20:30 – Ришон ле-Цион, Гейхал «Меир ле-Тарбут»
4 февраля 2017 года, суббота, 20:30 – Кирьят-Моцкин
5 февраля 2017 года, воскресенье, 20:30 – Тель-Авив, Тель-Авивский университет — Аудиториум «Смоларш»
6 февраля 2017 года, понедельник, 20:30 – Тель-Авивский музей, зал Реканати
7 февраля 2017 года, вторник, 20:30 – Беэр-Шева, Гейхаль ха-Тарбут Гистадрута
9 февраля 2017 года, четверг, 20:30 – Хайфа, зал «Раппопорт»
13 февраля 2017 года, понедельник, 20:30 – Ор Акива, Гейхал ха-Тарбут
16 февраля 2017 года, четверг, 20:30 – Модиин, Гейхаль ха-Тарбут «Модиин Маккабим Реут»
Ведущая – Ница Шауль
Дирижер и виолончелист – Дмитрий Яблонский
Скрипка – Жанна Гандельман
Оркестр «Виртуозы Киева»
При участии танцоров ансамбля «Саботаж».

 

Также состоятся концерты со специальной программой при участии профессора Оксаны Яблонской (фортепиано) и Жанны Гандельман (скрипка) 12 февраля в зале «Гейхал а-Тарбут» в Ашкелоне и 15 февраля в зале «Гейхал а-Тарбут» в Петах-Тикве.

Билеты на концерты для вздрослых: http://bestbravo.co.il/announce/54100

Билеты на детские концерты: http://bestbravo.co.il/announce/54363

 

Посмотреть видео:

https://www.youtube.com/watch?v=4nNC1k5sMRk&sns=em

https://www.youtube.com/watch?v=cFnqFXeoIL8&sns=em

https://www.youtube.com/watch?v=lcO7UIvbPMc&sns=em

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com